САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Экосистемы и присущие им закономерности 37-53

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

На трех страницах моего блога находятся тестовые вопросы открытого банка заданий [urlspan]ФИПИ[/urlspan]

по 7-му разделу биологии «Экосистемы и присущие им закономерности».

Всего в этом разделе на сайте ФИПИ сначала было опубликовано  на 53 страницах 530 заданий.

После экзаменов 2017 года  и 2018 года было добавлено ещё 39 заданий, которые  находятся на соответствующих станицах блога.

Чтобы проверить свой уровень подготовленности  к экзамену,  отвечайте на тесты самостоятельно, а потом  свои ответы вы можете сверить с моими ответами, заказав их здесь

37.
Какую из экосистем называют агроэкосистемой?
1) плодовый сад
2) берёзовую рощу
3) дубраву
4) хвойный лес

Какая деятельность человека относится к глобальным антропогенным изменениям в биосфере?
1) массовая вырубка лесов
2) вытаптывание растений в лесу
3) выведение новых сортов растений
4) искусственное разведение рыб

Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?
1) вырубка деревьев
2) увеличение затенённости
3) недостаток влаги в летний период
4) сбор дикорастущих растений
5) низкая температура воздуха зимой
6) вытаптывание почвы

Приведите не менее трёх примеров изменений в экосистеме смешанного леса, к которым может привести сокращение численности насекомоядных птиц.

Отношения каких организмов служат примером симбиоза?
1) растения росянки и насекомого
2) клеща и собаки
3) сосны и маслёнка
4) щуки и карася

Роль организмов-консументов в экосистеме состоит в
1) использовании ими солнечной энергии
2) использовании неорганических веществ
3) преобразовании органических веществ
4) установлении симбиоза с растениями

Образование залежей каменного угля в недрах Земли связано преимущественно с развитием древних
1) моховидных
2) папоротникообразных
3) водорослей
4) покрытосеменных

Наиболее существенные и постоянные преобразования в биосфере вызывают
1) живые организмы
2) климатические условия
3) природные катаклизмы
4) сезонные изменения в природе

Установите соответствие между характеристикой экосистем и их типом.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) преобладают растения одного вида
Б) обитает большое разнообразие видов
В) осуществляется саморегуляция численности популяций
Г) круговорот веществ незамкнутый
Д) большую роль играет антропогенный фактор
Е) пищевые цепи длинные

ТИП ЭКОСИСТЕМ
1) природная экосистема
2) агроэкосистема

Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит к уменьшению запасов ягеля – корма северных оленей.

38.
В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы?

Подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности их популяций относят к факторам
1) физиологическим
2) абиотическим
3) антропогенным
4) эволюционным

Группу организмов, которые в биогеоценозе начинают преобразование солнечной энергии, называют
1) продуцентами
2) консументами I порядка
3) консументами II порядка
4) редуцентами

«Цветение» пресного водоёма вызывается
1) появлением цветков кувшинки белой и кубышки жёлтой
2) разрастанием вдоль берегов тростника
3) развитием большого количества цианобактерий
4) бурным размножением бурых водорослей

Накопление йода в клетках водоросли ламинарии – пример функции живого вещества
1) концентрационной
2) газовой
3) биохимической
4) окислительно-восстановительной

В искусственный водоём запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нём личинок насекомых, карасей и щук.

Возрастание численности белок в лесу в связи с большим урожаем семян ели относят к факторам
1) биотическим
2) климатическим
3) абиотическим
4) антропогенным

Уменьшение массы органического вещества в экосистеме при переходе с одного пищевого уровня на другой называют
1) цепями питания
2) круговоротом веществ
3) сетями питания
4) правилом экологической пирамиды

Какой антропогенный фактор приводит к уменьшению содержания кислорода в атмосфере?
1) увеличение численности животных
2) осушение болот
3) создание новых агроценозов
4) массовое уничтожение лесов

Каковы существенные признаки экосистемы?
1) высокая численность видов консументов III порядка
2) наличие круговорота веществ и потока энергии
3) сезонные изменения температуры и влажности
4) неравномерное распределение особей одного вида
5) наличие производителей, потребителей и разрушителей
6) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов

39.
Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В.И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
А) известняк
Б) базальт
В) глина
Г) нефть
Д) каменный уголь

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
1) биогенное
2) косное

Обыкновенная лисица регулирует численность лесных мышевидных грызунов. Как изменится состояние обитателей лесного биоценоза при полном истреблении или резком сокращении численности лисиц?

Распашка целины в целях выращивания зерновых культур – пример действия фактора
1) биотического
2) абиотического
3) ограничивающего
4) антропогенного

Какая из перечисленных экосистем характеризуется наименьшим разнообразием видов?
1) дубрава
2) плодовый сад
3) хвойный лес
4) пойменный луг

Какой элемент способствовал формированию залежей каменного угля в биосфере?
1) кислород
2) углерод
3) кремний
4) фосфор

Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В.И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
А) морская соль
Б) морской ил
В) глина
Г) почва
Д) гранит
Е) морской ёж

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
1) биокосное
2) косное
3) живое

Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии).
1) заселение кустарниками
2) заселение лишайниками голых скал
3) формирование устойчивого сообщества
4) прорастание семян травянистых растений
5) заселение территории мхами

Какие отношения устанавливаются между водорослью и грибом в слоевище лишайника? Объясните роль обоих организмов в этих отношениях.

Рыхление почвы под кроной плодовых деревьев – это воздействие на растения фактора
1) биотического
2) антропогенного
3) ограничивающего
4) лимитирующего

Какой организм в цепях питания экосистемы елового леса относят к производителям?
1) гриб опёнок
2) ель
3) белку
4) землеройку

40.
Общее количество вещества всей совокупности организмов в биогеоценозе и биосфере − это
1) экологическая ниша
2) экологическая пирамида
3) биомасса живого вещества
4) первичная биологическая продукция

Верны ли следующие суждения о связях видов в экосистеме?
А. Сожительство гриба с корнями высших растений (микориза) – пример симбиотических отношений.
Б. Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений – пример конкурентных отношений в биоценозе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,
1) отсутствуют консументы
2) высокая численность продуцентов одного вида
3) незамкнутый круговорот веществ
4) преобладают растительноядные насекомые
5) отсутствуют редуценты
6) нарушена саморегуляция

Фактор среды, благоприятно воздействующий на живые организмы, называют
1) антропогенным
2) абиотическим
3) оптимальным
4) ограничивающим

Какой пример иллюстрирует проявление в природной среде биотического фактора?
1) поедание личинками божьей коровки яблоневой тли
2) загрязнение водоёмов, расположенных рядом с агроценозами
3) понижение уровня грунтовых вод при длительной засухе
4) вымерзание проростков пшеницы при весенних заморозках

Ограничивающим называют фактор среды, который
1) воздействует на популяцию положительно
2) оказывает более слабое воздействие, чем другие
3) снижает выносливость вида
4) обеспечивает наиболее оптимальные условия

Установите соответствие между животными и типом отношений между ними.
ЖИВОТНЫЕ
А) муравьи и тля
Б) носорог и воловья птица
В) жук-плавунец и малёк рыбы
Г) щука и карась
Д) уж и лягушка

ТИП ОТНОШЕНИЙ
1) симбиоз
2) хищник – жертва

Определите консумента II порядка в пищевой цепи:
водоросли → моллюски → рыбы → микроорганизмы.
1) моллюски
2) водоросли
3) микроорганизмы
4) рыбы

Установите соответствие между признаком позвоночного животного и средой, в которой он сформировался.
ПРИЗНАК
А) подвижные веки
Б) жабры с жаберными крышками
В) тазовый пояс
Г) шейный отдел позвоночника
Д) боковая линия
Е) двухкамерное сердце

СРЕДА
1) водная
2) наземно-воздушная

Длина пищевой цепи ограничивается
1) биомассой консументов
2) наличием микроорганизмов
3) количеством видов продуцентов
4) потерей энергии при переходе от звена к звену

41.
Установите соответствие между примером экологического фактора в экосистеме пруда и группой, к которой его относят.
ПРИМЕР
А) образование льда
Б) зарастание пруда ряской
В) поедание малька рыбы жуком-плавунцом
Г) высокая численность мальков рыб
Д) химический состав воды

ГРУППА ФАКТОРОВ
1) биотические
2) абиотические

Особенность искусственной экосистемы –
1) длинные цепи питания
2) замкнутый круговорот веществ
3) её нестабильность
4) большое количество видов

Сходство природной экосистемы и пшеничного поля состоит в том, что в них
1) отсутствуют редуценты
2) отсутствует круговорот веществ
3) имеются продуценты
4) короткие цепи питания

Установите соответствие между моллюском и экологической группой,
к которой его относят.
МОЛЛЮСК
А) голый слизень
Б) устрица
В) беззубка
Г) виноградная улитка
Д) кальмар
Е) большой прудовик

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА
1) морские
2) пресноводные
3) наземные

Установите соответствие между животными и типом взаимоотношений между ними.
ЖИВОТНЫЕ
А) блоха и кошка
Б) эхинококк и собака
В) гидра и дафния
Г) волк и рысь
Д) лисица и мышь
Е) рак-отшельник и актиния

ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
1) симбиоз
2) паразит – хозяин
3) хищник – жертва
4) конкуренция

В агроценозах и естественных биогеоценозах
1) отсутствуют хищники и паразиты
2) круговорот веществ незамкнутый
3) биомасса продуцентов преобладает над биомассой консументов
4) сапротрофные организмы отсутствуют

Установите соответствие между организмами и функциональной группой биоценоза, к которой их относят.
ОРГАНИЗМЫ
А) серобактерии
Б) сине-зелёные (цианобактерии)
В) паразитические растения
Г) паразитические бактерии
Д) железобактерии
Е) сорные растения

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
1) продуценты
2) консументы

Причиной опустынивания ландшафта может стать
1) накопление в атмосфере углекислого газа
2) чрезмерное засоление почвы
3) повышение уровня Мирового океана
4) увеличение видового разнообразия

Установите соответствие между организмами и функциональной группой биоценоза, к которой их относят.
ОРГАНИЗМЫ
А) почвенные бактерии
Б) инфузории
В) колониальные коралловые полипы
Г) паразитические растения
Д) бактерии гниения
Е) плесневые грибы

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
1) консументы
2) редуценты

Установите соответствие между организмом и функциональной группой биогеоценоза смешанного леса, к которой он принадлежит.
ОРГАНИЗМ
А) ландыш майский
Б) гриб-трутовик
В) паук-крестовик
Г) кукушкин лён
Д) травяная лягушка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
1) продуценты
2) консументы

Природные водоёмы, загрязнённые азотистыми минеральными удобрениями, характеризуются обилием
1) сине-зелёных (цианобактерий)
2) простейших
3) клубеньковых бактерий
4) бурых водорослей

42.

Установите соответствие между примером и экологическим фактором.
ПРИМЕР
А) паразитирование чесоточного зудня в коже человека
Б) сбор личинок колорадского жука с побегов картофеля на полях
В) развитие печёночного сосальщика в печени человека
Г) внесение азотных удобрений перед посевом растений
Д) уплотнение корневых систем растений на лесной тропинке

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
1) биотический
2) антропогенный

Отношения типа «хищник – жертва» наблюдаются у
1) коровы и печёночного сосальщика
2) рака-отшельника и актинии
3) острицы и человека
4) гидры и дафнии

В основе биологических методов борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства лежат мероприятия по:  1) удалению погибших растений
2) внесению органических удобрений
3) уничтожению сорняков гербицидами
4) привлечению хищных животных

Установите соответствие между примером отношений организмов в природе и их формой.
ПРИМЕР ОТНОШЕНИЙ
А) борьба воробьёв и скворцов
за место гнездования
Б) токование тетеревов в лесу
В) образование колоний у грачей
Г) поселение блох на теле млекопитающего
Д) питание лисицы грызунами
Е) питание щуки и окуня одинаковой пищей

ФОРМА ОТНОШЕНИЙ
1) взаимопомощь
2) конкуренция
3) паразитизм
4) хищничество

Какую пользу извлекают грибы подберёзовики из взаимоотношений с корнями берёзы?
1) используют созданные берёзой органические вещества
2) поглощают воду и минеральные вещества из корней берёзы
3) корни облегчают проникновение гифов в глубь почвы
4) облегчается вегетативное размножение гриба

Установите соответствие между примером и типом пищевых отношений, который иллюстрируется этим примером.
ПРИМЕР
А) львы и гиены
Б) носорог и воловьи птицы
В) акула и рыба-прилипало
Г) муравьи и тля
Д) термиты и целлюлозоразрушающие бактерии
Е) бобовые растения и клубеньковые бактерии

ТИП ОТНОШЕНИЙ
1) симбиоз
2) нахлебничество

Установите соответствие между простейшим и средой его обитания.
ПРОСТЕЙШЕЕ
А) обыкновенная амёба
Б) дизентерийная амёба
В) зелёная эвглена
Г) инфузория-туфелька
Д) лямблия
Е) малярийный плазмодий

СРЕДА ОБИТАНИЯ
1) пресный водоём
2) живой организм

Для биологической очистки бытовых сточных вод используют
1) органические вещества, выпадающие в осадок
2) микроорганизмы, разрушающие органические вещества
3) водных животных
4) неорганические растворители

Установите соответствие между строением листьев растения и условием его обитания.
СТРОЕНИЕ ЛИСТЬЕВ
А) видоизменены в колючки
Б) покрыты толстой кожицей
В) покрыты тонкой эпидермой
Г) имеют много устьиц
Д) сильно опушены

УСЛОВИЕ ОБИТАНИЯ
1) недостаток влаги
2) избыток влаги

Установите соответствие между парой организмов и типом биотических отношений, в которые они вступают.
ОРГАНИЗМЫ
А) гриб-трутовик и берёза
Б) дуб и белый гриб
В) осина и берёза
Г) паутинный клещ и смородина
Д) фасоль и клубеньковые бактерии

ТИП БИОТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1) конкуренция
2) симбиоз
3) паразитизм

43.

Установите соответствие между примером действия экологического фактора и группой факторов, к которой его относят.
ПРИМЕР
А) действие света на организмы животных
Б) сбор нектара пчёлами с цветков липы
В) угнетение роста дуба веществами, выделяемыми корнями осины
Г) влияние влажности на рост лишайников
Д) пожар в лесу, возникший при ударе молнии
Е) опыление жуками-бронзовками цветков шиповника

ГРУППА ФАКТОРОВ
1) абиотические
2) биотические

Установите соответствие между характеристикой экосистемы и видом, к которому её относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) замкнутый круговорот веществ
Б) действие естественного и искусственного отбора
В) преобладание культурных растений
Г) большое видовое разнообразие
Д) разветвлённые сети питания

ВИД ЭКОСИСТЕМЫ
1) биогеоценоз
2) агробиоценоз

Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
А) лесной пожар вследствие грозы
Б) распространение семян растений птицами
В) понижение температуры, приводящее
к зимней спячке животных
Г) санитарная вырубка леса
Д) питание паразитических животных
Е) затопление лугов при ливне

ГРУППА ФАКТОРОВ
1) абиотические
2) биотические
3) антропогенные

Установите соответствие между примером экосистемы и её типом.
ПРИМЕР
А) лесное озеро
Б) пшеничное поле
В) дубрава
Г) берёзовая роща
Д) вишнёвый сад
Е) банановая плантация

ТИП ЭКОСИСТЕМЫ
1) естественная
2) искусственная

Установите соответствие между примером и типом взаимоотношений организмов, который он иллюстрирует.
ПРИМЕР
А) берёза и гриб трутовик
Б) личинка божьей коровки и тля
В) взрослая божья коровка и тля
Г) гидра и дафния
Д) волк и клещ
Е) картофель и фитофтора

ТИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
1) хищник – жертва
2) паразит – хозяин

Организмы, выполняя в биосфере концентрационную функцию,
1) способствуют минерализации органических веществ
2) накапливают в телах фосфор, кальций, кремний
3) регулируют влажность воздуха
4) способствуют образованию озонового слоя

Количество трофических уровней пищевой цепи ограничено вследствие
1) большой биомассы редуцентов
2) небольшой биомассы консументов
3) передачи небольшого количества энергии (10%) с одного трофического уровня на другой
4) большой эффективности передачи энергии с одного трофического уровня на другой (90%)

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие.
ВИД
А) пырей обыкновенный
Б) серая крыса
В) амурский тигр
Г) венерин башмачок
Д) австралийский утконос
Е) рыжий таракан

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
1) биологический прогресс
2) биологический регресс

Установите соответствие между характеристикой и видом экосистемы, для которой она свойственна.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) среди продуцентов доминирует монокультура
Б) включает небольшую биомассу редуцентов
В) включает многообразие видов консументов
Г) является саморегулирующейся системой
Д) имеет разветвлённые пищевые сети
Е) обязательное участие антропогенного фактора

ВИД ЭКОСИСТЕМЫ
1) естественная
2) искусственная

При увеличении видового разнообразия экосистемы
1) сокращается разветвлённость сетей питания
2) обеспечивается её устойчивость
3) снижается саморегуляция
4) нарушается стабильность круговорота веществ

44.

Установите соответствие между характеристикой и типом экосистемы.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) искусственная поддержка потоков веществ и энергии
Б) активное влияние антропогенного фактора
В) неустойчивые сети питания
Г) относительно замкнутые круговороты веществ
Д) устойчивые трофические связи
Е) хорошо выраженная саморегуляция

ТИП ЭКОСИСТЕМЫ
1.Естественна
2.Городской парк

Какая функциональная группа организмов обеспечивает поступление энергии в наземный биогеоценоз?
1) редуценты
2) консументы I порядка
3) консументы II порядка
4) продуценты

Установите соответствие между примером воздействия на организм и экологическим фактором.
ПРИМЕР
А) использование кислорода для дыхания организмов
Б) конкуренция овец в стаде
В) влияние температуры воздуха на цветение растений
Г) перемещение планктона океаническими течениями
Д) питание дождевых червей листовым опадом
Е) питание крота личинками насекомых

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
1) биотический
2) абиотический

Атмосферный азот включается в круговорот веществ благодаря жизнедеятельности
1) дрожжевых грибов
2) клубеньковых бактерий
3) молочнокислых бактерий
4) плесневых грибов

Установите соответствие между примером воздействия на организмы и экологическим фактором.
ПРИМЕР
А) распашка степей, способствующая разрушению экосистемы
Б) осушение болот и смена биоценоза
В) гибель растений при засухе
Г) вырубка лесов и изменение видового состава продуцентов
Д) затопление посевов весной
Е) влияние весенних заморозков на урожай

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
1) абиотический
2) антропогенный

Установите соответствие между процессом и компонентом биосферы, для которого он характерен.
ПРОЦЕСС
А) выветривание горных пород
Б) хемосинтез
В) метаболизм
Г) испарение воды с поверхности океана
Д) образование каменного угля
Е) фотосинтез

КОМПОНЕНТ БИОСФЕРЫ
1) живое вещество
2) неживое вещество

В агроценозе, как и в природной экосистеме,
1) биомасса консументов преобладает над биомассой продуцентов
2) большое разнообразие продуцентов
3) имеются цепи и сети питания
4) замкнутый круговорот химических элементов

Ведущая роль в смене наземных биогеоценозов принадлежит изменению видового состава
1) почвенных бактерий
2) хищных животных
3) растительноядных животных
4) семенных растений

Установите соответствие между характеристикой и экологическим фактором.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) распашка целинных земель
Б) создание оросительных каналов
В) образование озоновых дыр за счёт воздействия фреонов
Г) влияние паразита на организм хозяина
Д) взаимоотношения хищника и жертвы
Е) взаимовлияние гифов гриба и цианобактерий в лишайнике

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
1) биотический
2) антропогенный

Почему отвалы грунта, образовавшиеся при добыче полезных ископаемых, длительное время не зарастают растительностью?
1) в них отсутствует вода
2) на них не сформировалась почва
3) они не посещаются животными
4) в них отсутствуют цианобактерии

45.

Установите соответствие между биологическим процессом и функцией живого вещества, которую он иллюстрирует.
ПРОЦЕСС
А) накопление кремния в вегетативных органах хвощей
Б) участие кислорода в процессе дыхания
В) отложение кальция в скелетах животных
Г) образование углекислого газа в энергетическом обмене глюкозы
Д) превращение атмосферного азота в нитраты клубеньковыми бактериями

ФУНКЦИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА
1) концентрационная
2) окислительно-восстановительная

В экосистеме луга насекомые-опылители способствуют
1) усилению генотипической разнородности растений
2) увеличению числа звеньев пищевой цепи
3) увеличению числа гомозиготных особей
4) распространению плодов и семян

В биогеоценозе Мирового океана наибольшей продуктивностью и биомассой обладают
1) организмы, образующие фитопланктон
2) организмы, образующие зоопланктон
3) рыбы, питающиеся зоопланктоном
4) хищные рыбы, питающиеся мелкими рыбами. Ну и ну!!! Какой же «троечник» изготовил этот тест?  Проведение аналогии между терминами «биогеоценоз» и «экосистема» справедливо лишь для наземных условий. Откуда в Мировом океане взяться  «биогеоценозу»? Только не удивляйтесь моему ответу: здесь ошибки нет. В экосистемах Мирового океана пирамида биомассы имеет перевернутый вид по сравнению с биогеоценозами.

Установите соответствие между примером воздействия на организмы и экологическим фактором.
ПРИМЕР
А) использование минеральных солей
почвы растениями
Б) гибель организмов вследствие пересыхания водоёмов
В) взаимоотношения кабанов и лосей в биоценозе
Г) влияние продолжительности светового дня на рост растения
Д) влияние ультрафиолетовых лучей на синтез витамина D
Е) уменьшение численности белок в неурожайные годы семян ели

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
1) биотический
2) абиотический

Установите соответствие между видом и экосистемой, в которой он распространён.
ВИД
А) ландыш майский
Б) обыкновенная куница
В) горох посевной
Г) пузырчатая головня (гриб-паразит)
Д) колорадский жук
Е) лещина обыкновенная

ЭКОСИСТЕМА
1) лиственный лес
2) агроценоз поля

Верны ли следующие суждения о биомассе живого вещества планеты?
А. Основную долю биомассы живого вещества планеты составляют хищники.
Б. Биомасса живого вещества суши на единицу площади увеличивается от полюсов к экватору.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Какой способ борьбы с мышевидными грызунами в сельском хозяйстве принадлежит к биологическим методам?
1) использование ядохимикатов
2) рыхление почвы
3) привлечение хищных птиц
4) заполнение нор водой

В биогеоценозе океана наибольшей продуктивностью обладают
1) организмы, образующие фитопланктон
2) ракообразные зоопланктона
3) рыбы, питающиеся зоопланктоном
4) хищные рыбы. Опять «биогеоценоз» окена – обалдеть!

К какой группе экологических факторов следует отнести прополку сорняков в посевах культурных растений?
1) антропогенным
2) абиотическим
3) оптимальным
4) физиологическим

Верны ли следующие суждения о проявлении антропогенного фактора в экосистеме?
А. Использование сведений о возрастном составе популяции рыб позволяет без ущерба для численности вида организовать промысел конкретного вида рыб.
Б. Знания о пищевых цепях и кормовых запасах водоёма помогают определить, какие виды рыб и в каких количествах целесообразно разводить в конкретном водоёме.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

46.

Установите последовательность процессов круговорота азота в биосфере, начиная с усвоения атмосферного азота.
1) поглощение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями
2) разрушение микроорганизмами органических остатков
3) использование животными азотсодержащих органических веществ
4) использование растениями соединений азота
5) высвобождение свободного азота

Верны ли следующие суждения о функциях живого вещества в биосфере?
А. Благодаря газообмену при фотосинтезе растения выполняют концентрационную функцию живого вещества.
Б. Газовая функция живого вещества проявляется при дыхании
и фотосинтезе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Причиной резкого увеличения численности отдельных видов в экосистеме может быть
1) увеличение кормовых ресурсов
2) увеличение видового разнообразия
3) обострение конкуренции между видами
4) обострение внутривидовой борьбы за существование

Какая функциональная группа организмов в биоценозе способна поглощать солнечную энергию и превращать её в энергию химических связей?
1) продуценты
2) редуценты
3) консументы I порядка
4) консументы II порядка

В агроэкосистеме ячменного поля, как и в любой другой экосистеме,
1) имеются продуценты, консументы и редуценты
2) образуются разветвлённые цепи питания
3) осуществляется замкнутый круговорот веществ
4) образуются пищевые связи
5) используется солнечная энергия
6) осуществляется саморегуляция

К потребителям органических веществ в экосистеме относятся
1) консументы
2) фотосинтезирующие бактерии
3) продуценты
4) хемосинтезирующие бактерии

В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,
1) выполняют роль консументов или редуцентов
2) являются продуцентами или производителями
3) извлекают органические вещества из пищи
4) превращают органические остатки в минеральные соединения
5) увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере
6) обеспечивают смену экосистем

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме осуществляются
1) при наличии трёх функциональных групп организмов
2) в результате смены биоценозов
3) при накоплении гумуса в почве
4) в результате сезонного изменения в природе

Процесс, при котором в круговороте углерода происходит преобразование атмосферного углекислого газа в органические вещества, называют
1) дыханием
2) транспирацией
3) фотосинтезом
4) окислением

Совокупность всех элементов окружающей среды, влияющих на организмы, называют факторами
1) экологическими
2) абиотическими
3) биотическими
4) ограничивающими

47.

Какие организмы обеспечивают устойчивость лесного сообщества, минерализуя органические вещества в почве?
1) хищники
2) растительноядные животные
3) сапротрофные бактерии
4) насекомые

Изменение биомассы каждого следующего трофического уровня соответствует
1) положению учения о биосфере
2) правилу экологической пирамиды
3) правилу необратимости эволюции
4) закону гомологических рядов наследственной изменчивости

Какой фактор лежит в основе сезонных изменений в жизни птиц?
1) увеличение численности хищников
2) изменение температуры
3) нарушение биотических связей
4) изменение длины светового дня

Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) неустойчивость во времени
Б) необходимость в дополнительной энергии
В) большое разнообразие видов
Г) наличие монокультуры
Д) замкнутый круговорот веществ
Е) разнообразные цепи и сети питания

ВИД ЭКОСИСТЕМЫ
1) агробиоценоз
2) биогеоценоз

К естественным биогеоценозам относят
1) банановую плантацию
2) вишнёвый сад
3) заливной разнотравный луг
4) пшеничное поле
5) сосняк-зеленомошник
6) сфагновое болото

Установите соответствие между природным объектом и веществом биосферы, к которому его относят.
ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ
А) нефть
Б) природный газ
В) торф
Г) каменный уголь
Д) почва
Е) морская корненожка

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
1) биогенное
2) биокосное
3) живое

Природное сообщество, включающее совокупность организмов, связанных между собой и с компонентами неживой природы, называют
1) биогеоценозом
2) агроценозом
3) популяцией
4) биоценозом

Редуцентами в экосистеме называют организмы,
1) поглощающие минеральные вещества
2) имеющие микроскопические размеры
3) разлагающие органические вещества до минеральных
4) создающие органические вещества из минеральных

Устойчивость природной экосистемы обеспечивается
1) заботой организмов о потомстве
2) однородностью популяций
3) процессами её саморегуляции
4) биологическими ритмами

Отношения каких организмов служат примером конкуренции?
1) волка и кабана
2) актинии и рака-отшельника
3) пчелы и жука-короеда
4) щуки и окуня

48.

Установите соответствие между организмами и типом межвидовых отношений, в которые они вступают.
ОРГАНИЗМЫ
А) белка и клёст
Б) дафния и гидра
В) жук-плавунец и головастик
Г) личинка стрекозы и малёк рыбы
Д) инфузория-туфелька и бактерии
Е) карась и карп

ТИП МЕЖВИДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1) хищничество
2) конкуренция

К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары?

В экосистеме смешанного леса обитает большая синица. Охарактеризуйте отношения, которые сложились между большими синицами и обитающими в экосистеме насекомыми, ястребами и древесными растениями.

Сигналом к осеннему перелёту птиц в средней полосе России служит
1) понижение температуры воздуха
2) увеличение количества осадков
3) наступление первых заморозков
4) сокращение длины светового дня

Верны ли следующие суждения о функциях живого вещества в биосфере?
А. Газовая функция живого вещества свойственна в экосистеме только продуцентам.
Б. Концентрационная функция живого вещества состоит в выделении организмами конечных продуктов жизнедеятельности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Заболачивание озера может начаться вследствие
1) отсутствия продуцентов
2) недостатка кислорода в воде
3) увеличения количества видов
4) малого количества осадков летом

Гусеницы бабочки зимней пяденицы питаются молодыми листьями дуба и заканчивают своё развитие до того, как листья дуба станут жёсткими и непригодными в пищу. Объясните, как изменится численность популяции бабочек, если вылупление гусениц: 1) совпадёт с распусканием почек и ростом молодых листьев; 2) произойдёт до распускания почек в случае холодной весны; 3) произойдёт через несколько недель после распускания листвы.

Верны ли следующие суждения о функциях живого вещества в биосфере?
А. Концентрационная функция живого вещества проявляется в поддержании постоянства состава оболочек Земли.
Б. Газовая функция живого вещества планеты свойственна только растениям.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Признаки, характерные для биогеоценоза:
1) осуществление круговорота веществ
2) проявление искусственного отбора
3) использование минеральных удобрений
4) относительная устойчивость и стабильность
5) отсутствие редуцентов
6) разветвлённые пищевые цепи

Какие организмы в основном превращают первичную и вторичную продукцию экосистем биосферы в минеральные вещества?
1) цветковые растения
2) беспозвоночные животные
3) бактерии и грибы
4) консументы II порядка

49

Продолжите цепь питания: пшеница → полевая мышь → … .
1) бобр
2) заяц
3) лисица
4) куропатка

Установите соответствие между примером и экологическим фактором, который этим примером иллюстрируется.
ПРИМЕР
А) повышение давления воздуха
Б) изменение рельефа экосистемы
В) изменение численности популяции в результате эпидемии
Г) взаимодействие между особями одного вида
Д) конкуренция за территорию между растениями

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
1) абиотический
2) биотический

Растительноядные позвоночные животные в цепи питания являются
1) продуцентами
2) симбионтами
3) редуцентами
4) консументами

Основной фактор, обеспечивающий ярусное распределение растений в лесу, –
1) степень освещённости
2) состояние атмосферного давления
3) влажность почвы
4) содержание углекислого газа в воздухе

Наиболее благоприятное воздействие экологического фактора на жизнедеятельность организмов называют
1) оптимальным
2) максимальным
3) абиотическим
4) ограничивающим

В какой среде обитают взрослые особи животных-паразитов, у которых произошло упрощение организации?
1) водной
2) наземно-воздушной
3) почвенной
4) живом организме

Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется
1) большим видовым разнообразием
2) отсутствием редуцентов
3) короткими пищевыми цепями
4) разветвлёнными пищевыми сетями
5) колебанием численности популяций
6) замкнутым круговоротом веществ

К какой группе факторов относят взаимоотношения клеща и собаки?
1) оптимальные
2) антропогенные
3) абиотические
4) биотические

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. 2. В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света. 3. В агробиоценозе преобладает монокультура. 4. В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. 5. В агроценозах, как и в любых других биоценозах, имеются очень разветвлённые сети питания. 6. В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отборов. 7. Если агроценоз не поддерживать, то он быстро разрушится и исчезнет.

Особенность искусственной экосистемы –
1) длинные цепи питания
2) замкнутый круговорот веществ
3) её нестабильность
4) большое количество видов

50.

Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?

Растения в экосистеме являются продуцентами, так как они
1) имеют автотрофный тип питания
2) аккумулируют солнечную энергию
3) имеют хемотрофный тип питания
4) создают первичное органическое вещество
5) минерализуют органические вещества
6) обогащают кислородом атмосферу

Какой фактор привёл к исчезновению в XIX в. морского млекопитающего – стеллеровой коровы?
1) биотический
2) абиотический
3) ограничивающий
4) антропогенный

В аквариуме обитают различные группы организмов: водоросли, высшие растения, рыбы, одноклеточные животные, моллюски, бактерии и грибы. Какую роль выполняют моллюски в аквариуме? Почему без них вода в аквариуме мутнеет?

Фотопериодизм – это
1) реакция организмов на длину светового дня
2) движение растений к свету в течение суток
3) изменчивость роста в течение жизни
4) рост побегов растений по направлению к солнцу

Численность консументов I порядка в озере сокращается вследствие
1) увеличения численности большого и малого прудовиков
2) увеличения численности серой цапли
3) проявления стабилизирующего отбора
4) глубокого промерзания водоёма зимой
5) увеличения численности чаек
6) сокращения численности щук

Естественным регулятором уровня углекислого газа в атмосфере является
1) озоновый экран
2) антропогенный фактор
3) деятельность продуцентов
4) разложение известняка

Среди перечисленных организмов укажите такие, отношения между которыми нельзя назвать симбиотическими.
1) культурные и сорные растения
2) бобовые растения и клубеньковые бактерии
3) белый гриб и дуб
4) рак-отшельник и актиния

В лесу не рекомендуется громко разговаривать, кричать, так как шум
1) привлекает хищных птиц
2) пугает лесных обитателей
3) снижает остроту слуха животных
4) влияет на круговорот веществ

Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента II порядка в составленной цепи и объясните свой выбор.

51.

Участие автотрофных организмов в круговороте веществ и превращении энергии обеспечивает
1) образование минеральных веществ
2) образование органических веществ и запасание энергии
3) разрушение минеральных веществ
4) расщепление органических веществ и выделение энергии

В чём выражается отрицательное влияние деятельности человека на растительный мир биосферы? Приведите не менее четырёх примеров и объясните их влияние.

Почему согласно правилу экологической пирамиды в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?

Верны ли следующие суждения о живом веществе в биосфере?
А. Живое вещество планеты обеспечивает непрерывный круговорот веществ и преобразование энергии в биосфере.
Б. Живое вещество распределено в биосфере равномерно, за исключением вод Северного Ледовитого океана.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Установите соответствие между примером экосистемы и её типом.
ПРИМЕР
А) лесное озеро
Б) пшеничное поле
В) дубрава
Г) берёзовая роща
Д) вишнёвый сад
Е) банановая плантация

ТИП ЭКОСИСТЕМЫ
1) естественная
2) искусственная

Редуценты в экосистеме леса участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как
1) синтезируют органические вещества из минеральных
2) разлагают органические вещества
3) освобождают заключённую в органических остатках энергию
4) аккумулируют солнечную энергию
5) вступают в симбиоз с консументами
6) способствуют образованию гумуса

Концентрационная функция живого вещества в биосфере проявляется в накоплении
1) химических элементов в теле организмов
2) углекислого газа в окружающей среде
3) кислорода зелёными растениями
4) молекулярного азота в атмосфере

В агроценозе, в отличие от природной экосистемы,
1) используются дополнительные источники энергии, кроме солнечной
2) осуществляется замкнутый круговорот веществ
3) обитает небольшое количество видов продуцентов
4) представлены все функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты
5) цепи питания короткие
6) действует естественный отбор

Главная причина биологического регресса многих видов растений в современной биосфере – это изменение
1) климата
2) рельефа
3) среды их обитания
4) продуктивности биогеоценозов

Что представляют собой образования на корнях изображённого растения?

Какой тип взаимоотношений организмов иллюстрирует рисунок?

Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.

52.

Круговорот химических элементов в биосфере обеспечивает
1) деятельность человека, связанная с добычей полезных ископаемых
2) накопление в атмосфере инертных газов
3) неоднократное использование химических элементов организмами
4) обеднение почвы и загрязнение воды

Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует.
ПРИМЕР
А) образование льда
Б) зарастание пруда ряской
В) поедание мальков рыбы жуком-плавунцом
Г) увеличение численности мальков рыб
Д) смыв в реку минеральных удобрений

ГРУППА ФАКТОРОВ
1) биотические
2) абиотические

Массовые вспышки численности вредителей в агроценозах наблюдаются чаще, чем в естественных биоценозах, так как
1) агроценозы размещаются на равнинах
2) на территории агроценоза преобладает монокультура
3) на одной территории чередуются разные культуры
4) агроценозам свойственно биологическое разнообразие

Бактерии-сапротрофы в экосистеме озера
1) создают органические вещества в процессе фотосинтеза
2) аккумулируют солнечную энергию
3) окисляют минеральные вещества
4) разлагают органические вещества до минеральных

Кислотные осадки оказывают негативное влияние на природу, так как
1) усиливают активность редуцентов
2) задерживают углекислый газ в атмосфере
3) являются причиной гибели растений
4) способствуют изменению рельефа

Главная причина массовой гибели рыбы в озёрах –
1) уменьшение численности хищных животных
2) усиление парникового эффекта
3) избыток соединений азота и серы
4) увеличение озоновых дыр

В процессе круговорота азота в биосфере происходит
1) биогенная фиксация молекулярного азота бактериями
2) образование озонового слоя
3) разложение азотсодержащих соединений бактериями почвы
4) использование атмосферного азота в фотосинтезе
5) накопление связанного азота в почве при разложении органических останков
6) окисление азота при фотосинтезе

Состояние организма, при котором обмен веществ и все жизненные процессы настолько замедлены, что отсутствуют их видимые проявления, называют
1) гомеостазом
2) анабиозом
3) пределом выносливости
4) фотопериодизмом

Какой антропогенный фактор оказывает сильное влияние на изменение газового состава атмосферы?
1) обилие сельскохозяйственных животных
2) дыхание организмов
3) сжигание топлива в промышленности
4) деятельность анаэробных организмов

Закончите цепь питания:
водоросли → дафнии → мальки рыб → …
1) головастик лягушки
2) окунь
3) ланцетник
4) белая планария

53.
Основными средообразующими видами в болотной экосистеме являются
1) разные виды мхов
2) кустарнички – голубика, багульник
3) низкорослые сосны и берёзы
4) разные виды злаков

Верхний предел жизни в биосфере ограничен
1) высокой концентрацией инертных газов
2) инфракрасным излучением
3) электромагнитными волнами
4) озоновым экраном

Биоценоз составляет совокупность
1) животных в зоопарке
2) растений и опыляющих их насекомых в поле
3) пресмыкающихся в отдельной области
4) организмов елового леса

Минерализацию органических остатков в биогеоценозах осуществляют
1) паразиты
2) редуценты
3) продуценты
4) хемотрофы

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между
1) берёзами и елями
2) берёзами и грибами-трутовиками
3) тлями и муравьями
4) ежами и насекомоядными птицами
5) берёзами и подберёзовиками
6) черемухой и опыляющими её мухами

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Примерами естественной смены экосистем в процессе развития сообщества являются
1) заболачивание пойменных лугов после строительства гидросооружений
2) образование сельхозугодий на месте с вспаханного участка степи
3) зарастание скал лишайниками
4) зарастание пруда и образование болота
5) образование гари на месте леса в результате пожара от непотушенной сигареты
6) смена березняка на ельник

Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий в зависимости от температуры среды.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
Скорость размножения бактерий.
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.
3) зависит от генетической программы организма.
4) в интервале от 22 до 34°С возрастает.
5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от числа яиц в кладке».

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
Утверждения:
1) Оптимальное число яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов, – 3.
2) Гибель птенцов объясняется случайными факторами.
3) Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве.
4) Чем больше яиц в гнезде, тем они мельче.
5) Девять яиц – это максимальное число в кладке данного вида.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

Установите соответствие между парами животных и типами отношений, которые эти пары иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАРЫ ЖИВОТНЫХ
А) гидра – дафния
Б) рысь – заяц-беляк
В) аскарида – человек
Г) чёрный коршун – лесная мышь
Д) таёжный клещ – обыкновенная лиса

ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ
1) паразит – хозяин
2) хищник – жертва
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ
А) возрастание кислотности почвы, вызванное извержением вулкана
Б) изменение рельефа биогеоценоза луга после наводнения
В) изменение численности популяции кабанов в результате эпидемии
Г) взаимодействие между осинами в экосистеме леса
Д) конкуренция за территорию между самцами тигров

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
1) абиотический
2) биотический
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

***************************************************************************************

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Ж. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ | варианты тестовых заданий ФИПИответы на тесты ЕГЭ по биологииответы на тесты по биологииответы по биологии на вопросы Открытого банка заданий ФИПИответы по биологии на задания ФИПИОткрытый банк заданий ЕГЭоткрытый банк заданий ФИПИрепетитор биологии по Скайпутесты ЕГЭ по биологии | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − пятнадцать =