САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Гомологичные и аналогичные органы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора  биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

В этой небольшой заметке, характеризующей появление у живых организмов в процессе эволюции так называемых гомологичных и аналогичных органов,  хотелось бы напомнить вам о двух  основных типах эволюционных изменений, которые были подробно  описаны еще Ч.Дарвиным.

Как репетитору ЕГЭ по биологии, мне кажется важным помнить о каких именно типах эволюционных преобразований  идет речь?

Это дивергентный и конвергентный типы преобразований организмов, приводящие к формированию надвидовых (макроэволюция) систематических единиц.

Дивергенция — это тип эволюционных изменений, основанный на постепенном расхождении тех или иных признаков организмов. Дивергенцией объясняется появление гомологичных органов, имеющих общее происхождение, но выполняющих, как правило, различные функции (пишу «как правило», потому что функции у гомологов могут быть как  различные, так и сходные).

Конвергенция — приобретение сходных признаков у не родственных организмов. Конвергенцией объясняется появление аналогичных органов, имеющих различное происхождение, но выполняющих сходные функции.

                      Почему приходится заострять на этом ваше внимание

Да все просто. Поскольку базовых понятий два (дивергенция и конвергенция), объясняющих появление в эволюции двух типов органов (гомологичных и аналогичных), то с вероятностью 50% они запоминаются неправильно.

Возможно, табличка из пособия Т.Л.Богдановой поможет кому-то не путать функции и пути образования гомологичных и аналогичных органов в процессе макроэволюции. Но привожу эту табличку без изменений: именно в таком виде она объясняет почему у учащихся возникает так много путаницы при ответах на многочисленные тестовые задания по выявлению гомологичных и аналогичных органов.

Что неверного в этой таьблице? Первый и третий отличительные признаки «Происхождение» и «Путь образования» действительно подходят для сравнительной характеристики гомологичных и аналогичных органов.

А признак «Функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции (как написано в таблице), но и сходные.

Например, ноги лошади и ноги человека — явно гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция то у них тоже сходная.

Какой вывод следует сделать

Могу посоветовать всегда стараться  выделять что-то главное, а что-то второстепенное.

Ничего не запоминайте чисто механически, а выстраивайте в своей голове четкую логическую цепочку из приведенных фактов и следствий. Только тогда можно судить о том, что новый материал не просто запомнился, а именно усвоился.

Ниже приводятся 52 примера заданий из тестовых вариантов ЕГЭ на определение гомологичных и аналогичных органов, присланные мне преподавателем Владимиром Анатольевичем. Решил разместить их в этой статье. Все приводимые здесь примеры гомологичных органов — результат дивергентной эволюции, а примеры аналогичных органов — результат конвергенции.

Примеры заданий на гомологичные органы

  1. Крылья совы и крылья летучей мыши
  2. Ласты дельфина и ласты-крылья пингвина
  3. Конечности крота и конечности лошади
  4. Ласты китообразных и ластоногих
  5. Когти барсука и ногти обезьяны
  6. Киль летучей мыши и киль птицы
  7. Задние конечности кенгуру и задние конечности тушканчика
  8. Окраска крыльев бабочки павлиний глаз и бабочки крапивницы
  9. Ласты ихтиозавра и рука человека
  10. Плакоидная чешуя акулы и зубы ящерицы
  11. Лепестки розы и листья капусты
  12. Листья паслена и усы гороха
  13. Видоизмененные листья: лепестки розы, усы гороха, иголки кактуса.
  14. Шишки ели и стробила хвоща
  15. Перистосложный лист гороха и прилистники-кувшинчики непентес
  16. Стеблевые чешуи хвоща и колючки барбариса
  17. Тычинки цветка мака и почечные чешуи
  18. Бутон цветка и почка
  19. Конечности позвоночных
  20. Гомологи передней конечности шимпанзе: 1) рука человека  2)  крыло птицы 3) ласт кита
  21. Колючки кактуса и усики гороха
  22. Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука
  23. Корневище ландыша клубни картофеля
  24. Китовый ус и усы сома
  25. Чешуя змеи и перо птицы
  26. Ноги бабочки и ноги жука
  27. Когти кошки и ногти обезьяны
  28. Нос обезьяны и хобот слона
  29. Предплечье лягушки и курицы
  30. Волосы человека и шерсть собаки
  31. Зубы кошки и зубы акулы

Примеры заданий на аналогичные органы

  1. Конечности позвоночных животных и насекомых
  2. Крылья птиц и насекомых
  3. Глаза головоногих моллюсков и глаза позвоночных животных
  4. Роговые чешуи ящерицы и панцирь черепахи – аналоги
  5. Форма тела акулы и дельфина
  6. Передние конечности насекомого медведки и крота
  7. Шипы розы и иголки кактуса
  8. Листья и шипы
  9. Семена растений и споры мхов
  10. Усики клубники и воздушные корни
  11. Жабры рака и рыбы
  12. Роющие конечности крота и медведки
  13. Аналогами передней конечности шимпанзе являются: 1) хобот слона, 2) клешня рака, 3) щупальца осьминога, 4) ногощупальца скорпиона
  14. Колючки барбариса и колючки боярышника
  15. Хорда ланцетника и позвоночник человека
  16. Панцирь черепахи  и раковина улитки
  17. Легкие амфибии и легкие пауков
  18. Усы рака и усы сома
  19. Глаза осьминога и собаки
  20. Крылья летучей мыши и стрекозы
  21. Плавник кита и хвостовой плавник рака

Считаю совершенно неправильным, когда в тесты КИМов ЕГЭ  помещают задания на определение гомологов или аналогов, по которым в разных учебниках даются противоположные ответы.

***************************************

К данной статье было довольно много полезных комментариев, касающихся не четкости в критериях дивергентного и конвергентного путей образования гомологичных и аналогичных органов, которые я поместил в отдельную статью.

Для подготовки к  сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у  меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
Г. Теория эволюции | аналогичные органывидыГомологичные органыдивергенцияживоеживые организмыконвергенцияобразование видоврасхождение признаковрепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиисхождение признаковэволюция | 35 комментариев
Отзывов (35)
  1. Илья

    Здравствуйте Борис Фагимович, я тут впервые не знаю что куда… Можете помочь? Мне однозначно понятен только копчик и хвост примата.
    Сопоставьте значения из двух списков: 1) Жёсткие надкрылья жуков, Жужжальца мухи, Копчик, Молоточек, Наковальня. 2) Квадратная кость, Передние крылья стрекозы, Хвост примата, Задние крылья стрекозы, Cочленовная кость.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте Илья. Жёсткие надкрылья жуков — Передние крылья стрекозы. Жужжальца мухи — Задние крылья стрекозы. Копчик — Хвост примата. Молоточек — Cочленовная кость. Наковальня — Квадратная кость.

      Ответить
      • Илья

        Огромное спасибо Борис Фагимович. Я уже решил сам, а Вы подтвердили мои выводы. На будущее буду иметь ввиду этот информативный сайт.

        Ответить
  2. Алсу

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Вопрос не дает покоя: майаспондил и дельфины водные млекопитающие, форма тела и спинной плавник у них это результат конвергенции или параллелизма?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Алсу! У Вас и не могло возникнуть такого вопроса, потому что дельфины действительно водные млекопитающие (произошли от древних сухопутных млекопитающих — МЕЗОНИХИЙ). Майаспондил — водная рептилия, какой то из ихтиозавров. ИхтиоЗАВРЫ (водные ЗАВРЫ) произошли от сухопутных «завров», значит никакого родства с млекопитающими никогда иметь не могли. Поэтому сходство формы тела и строения спинного плавника у майаспондила и дельфина — это результат конвергентной эволюции.

      Ответить
  3. Ксения

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, почему киль летучей мыши и киль птицы это гомологи? Что у них за разные функции?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Ксения. Гомологичными называются органы, имеющие обязательно общее происхождение. А вот функции у гомологов совсем не обязательно должны быть разными, а могут быть и одинаковыми. Ксения, прочтите мое пояснение к таблице.

      Ответить
      • Илья

        Здравствуйте Борис Фагимович, помогите пожалуйста определить где гомологичные, а какие аналогичные органы: Резцы грызунов и зайцеобразных. Конечности таракана и паука. Глаз головоногого моллюска и птицы.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Здравствуйте Илья! Резцы грызунов и зайцеобразных — гомологичные органы. Конечности таракана и паука — гомологичные органы. Глаз головоногого моллюска и птицы — аналогичные органы. Гомологи обязательно имеют общее происхождение в эмбриональном развитии, а функции могут быть как одинаковыми, так и различными. А аналогичные органы — это те, что выполняют сходные функции, но различное происхождение.

          Ответить
  4. Евгения

    Добрый день, Борис Фагимович. Вопрос такой. Крылья, именно крылья, их поверхность у летучей мыши и птицы. Поверхность крыла у летучей мыши — это кожная складка (собственно кожа, дерма, то есть соединительная ткань), натянутая между конечностями. Поверхность крыла у птицы — это перья, видоизменения эпидермиса кожи (покровная ткань). С этой точки зрения крылья (их поверхность) — это аналогичные органы?
    И второй вопрос: мех млекопитающих, перья птиц, роговые чешую пресмыкающихся — гомологичные органы? Правильно понимаю вопросы?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Евгения. Да, действительно, если рассматривать вопрос, чем образована сама «летательная поверхность» у крыльев птиц и летучих мышей, то с этой точки зрения они аналогичные органы. И на второй вопрос Вы отвечаете верно. Все перечисленные понятия относятся к видоизменениям эпидермиса кожи, поэтому являются гомологичными органами.

      Ответить
      • Оксана

        Добрый день. Крылья совы и летучей мыши в статье указываются, как гомологичные органы, а в пояснении к комментарию Вы пишите, что это аналогичные органы.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Здравствуйте, Оксана! Благодаря Вашему вопросу, я дал более расширенное разъяснение на это задание. Вся нелепость данного вопроса о крыльях птиц и летучих мышей в его некорректной постановке, поскольку не ясно, что понимать под термином «крылья»? В самой основе крыльев и птиц, и летучих мышей лежит скелет передних конечностей позвоночных животных. В этом смысле они гомологичны. Если рассматривать основу происхождения летательной поверхности крыльев летучих мышей и птиц, то с этой точки зрения крылья — аналоги. В статье я и пишу, что не следовало бы авторам-составителям тестов для ОГЭ или ЕГЭ вообще включать такие тестовые задания, на которые невозможно дать однозначно правильного ответа. Оксана, если Вас «волнуют» задания на гомологичные и аналогичные органы, то загляните на эту страничку моего блога. Вы, возможно, удивитесь обилию всяких «безобразий» и поймете, что задание про крылышки у мышей и птиц — это ещё «цветочки».

          Ответить
  5. Nuri

    Здравствуйте! Помогите пожалуйста с вопросом:»гомологи и аналоги в мочеполовой системе хордовых».

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте! Мочевыделительная система и половая системы хордовых — это гомологичные системы органов (общее эмбриональное происхождение, связанное со вторичной полостью тела — целомом, что в дальнейшем обеспечивает выведение продуктов диссимиляции и половых клеток через общий канал), но выполняют различные функции.
      Предпочка (головная почка) у личинок рыб и земноводных, первичные почки (туловищные почки) у взрослых рыб и земноводных и вторичные почки (тазовые почки) у пресмыкающихся и млекопитающих — это примеры аналогичных органов (имеют разное происхождение, но выполняют одну мочевыделительную функцию).

      Ответить
  6. Елена

    Здравствуйте, Борис Фагимович. Помогите пожалуйста выписать номера тех, которые относятся к ароморфозам и тех, что относятся к идиоадаптациям.
    1. Оболочка яйца (скорлупа) у Рептилий.
    2. Мезодерма.
    3. Форма тела у камбалы.
    4. Членистые конечности Членистоногих.
    5. Вскармливание молоком.
    6. Разные сроки беременности у Млекопитающих.
    7. Терморегуляция.
    8. Сквозная пищеварительная система.
    9. Образование копыта у крупного рогатого скота.
    10. Грудная клетка.
    11. Бивни у слона.
    12. Челюсти у Рыб.
    13. Половой процесс.
    14. Пищевая специализация у Птиц.
    15. Окраска шерсти у хищных млекопитающих.
    16. Замкнутая кровеносная система у Кольчатых червей.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Елена.
      Ароморфозы: 1. Оболочка яйца (скорлупа) у Рептилий. 2. Мезодерма. 4. Членистые конечности Членистоногих. 5. Вскармливание молоком. 7. Терморегуляция. 8. Сквозная пищеварительная система. 10. Грудная клетка. 12. Челюсти у Рыб. 13. Половой процесс. 16. Замкнутая кровеносная система у Кольчатых червей.
      Алломорфозы (или идиоадаптации): 3. Форма тела у камбалы. 6. Разные сроки беременности у Млекопитающих. 9. Образование копыта у крупного рогатого скота. 11. Бивни у слона. 14. Пищевая специализация у Птиц. 15. Окраска шерсти у хищных млекопитающих.

      Ответить
  7. Ольга

    Здравствуйте, Борис Фагимович.
    Помогите, пожалуйста, разобраться в морфологических особенностях, определить рудименты, атавизмы, гомологичные и аналогичные органы.
    Незначительная по размерам раковина на теле слизня и наличие ракушки на теле корабельного червя из класса Двустворчатые Моллюски.
    Третье веко у человека и мигательная перепонка птицы. Грифельные косточки на конечностях лошади и пальцы обезьяны.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Ольга! Если будет желание прочтите кроме этой статьи, ещё и статью по Гомологичным и аналогичным органам в категории «Из диалогов в комментариях».
      Незначительная по размерам раковина на теле слизня и наличие ракушки на теле корабельного червя из класса Двустворчатые Моллюски — гомологи, у обоих организмов это рудиментарные органы.
      Третье веко у человека и мигательная перепонка птицы — гомологи (у человека третье веко сохранилось как рудимент).
      Грифельные косточки на конечностях лошади и пальцы обезьяны — гомологи (у лошади грифельные косточки — это рудименты бывших пальцев).

      Ответить
  8. Екатерина

    Здравствуйте,могла бы вы подсказать какие из данных примеров органов являются гомологичными,а какие аналогичными?
    Крылья пчелы и жужжальца мухи
    Ласты пингвина и клешни рака
    Чешуйки на теле ящерицы и ногти обезьяны
    Лапка кузнечика и лапка лягушки
    Лепестки цветка и листья растения
    Зубы млекопитающих и чешуя акул
    Рога коровы и рога архара (дикий баран)
    буду благодарна за ответ.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Екатерина.
      Крылья пчелы и жужжальца мухи — гомологичные.
      Ласты пингвина и клешни рака — аналогичные.
      Чешуйки на теле ящерицы и ногти обезьяны — гомологичные.
      Лапка кузнечика и лапка лягушки — аналогичные.
      Лепестки цветка и листья растения — гомологичные.
      Зубы млекопитающих и чешуя акул — гомологи (объяснение есть в статье).
      Рога коровы и рога архара (дикий баран) — гомологичные.

      Ответить
  9. Екатерина

    Здравствуйте, подскажите, примеры органов животных, которые являются аналогами шерсти млекопитающих. И почему? И примеры органов растений, которые являются аналогами шипов розы.И почему? Спасибо!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Екатерина. Аналогичные органы — это органы имеющие разное происхождение (то есть эмбрионально развиваются из различных зародышевых листков), но выполняющие сходные функции. Если не брать во внимание, что основная функция шерсти млекопитающих поддержание теплокровности, а рассматривать шерсть как видоизменение эпидермиса кожи, как наружную защиту организма, то аналогичным органом можно считать нижнюю часть панциря черепах — пластрон. Пластрон имеет костное происхождение, то есть производное мезодермы, а не эктодермы. Другой пример не могу придумать.
      Аналогами шипов розоцветных, имеющих стеблевое происхождение, могут служить колючки кактуса, барбариса, белой акации или чертополоха — это видоизменения листьев.

      Ответить
  10. Юлия

    Здравствуйте, Борис Фагимович! У меня вопрос к списку размещенных Вами аналогичных и гомологичных органов. Плакоидная чешуя акулы и зубы ящерицы — это гомологичные органы, с чем я согласна, потому что чешуйки акулы и ее зубы имеют сходное строение и закладываются из тех же зародышевых листков, что и у рептилий. Но почему же тогда зубы акулы и кошки отнесены к аналогичным органам? И ещё: в пункте 4 аналогичных органов указаны роговые чешуи ящерицы и панцирь черепахи, а на сайте «Решу ЕГЭ» в задании эти органы относят к гомологичным. Можете пояснить, почему они таки аналогичные?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Юлия! Спасибо за Ваши вопросы. Конечно, кажется логичным, если зубы акулы и зубы пресмыкающихся считать гомологами, то и зубы млекопитающих тоже гомологи. Если считать, что плакоидная чешуя акулы в основном имеет мезодермальное происхождение, как и дентин и цемент зубов млекопитающих, то вопросов возникать не должно — это гомологи. (Но эмаль зубов — эктодермального происхождения). Конечно, у составителей задания правильный ответ — это гомологи. В этой статье, соглашаясь с составителями задания и с Вами, я перенес это задание в гомологи.
      С вот с панцирем черепах, думаю, заблуждаются в большей степени, чем я, составители такого задания. В формировании лишь наружного (эпитекального) слоя карапакса участвуют производные кожи (остеодермы). ОСНОВНОЙ же средний (текальный) слой карапакса (это же кость) имеет мезодермальное происхождение. По-прежнему считаю, что панцирь черепахи надо рассматривать в большей степени как производное среднего зародышевого листка, а не наружного. Поэтому кожные чешуи (ящерицы или той же черепахи) и панцирь — это аналогичные органы.

      Ответить
  11. Оля

    Помогите, пожалуйста. Нужно рассмотреть 5-6 примеров атавизмов и рудиментов.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Атавизмы — появляются лишь у отдельных особей. Это  признаки, которые существовали у отдаленных предков человека, но были утрачены в процессе эволюции. Примеры: удлиненный копчик (фактически маленький хвостик), обильный (иногда сплошной) волосяной покров, дополнительные молочные железы, способность шевелить ушами — предположительная наследственная связь человека с млекопитающими.
      Рудименты — есть у всех людей. Это органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма. Примеры: третье веко (эпикантус), остатки хвостовых позвонков (копчик), ушные мышцы (есть у всех, но способность ими управлять — это атавизм), гусиная кожа (обеспечивает поднятие шерсти «дыбом»), коренные зубы мудрости, один из самых ярких до недавнего времени примеров рудиментов — аппендикс, таковым не является, поскольку выявлена его роль в обеспечении иммунитета.

      Ответить
  12. Соня

    Объясните пожалуйста о чем свидетельствуют гомологичные и рудиментарные органы у растений и животных? В чем заключается разница между понятиями «ароморфоз» и «алломорфоз» ?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Гомологичные и рудиментарные органы свидетельствуют об общности происхождения организмов, живущих на Земле, то есть являются морфологическими доказательствами эволюции.
      Ароморфоз, алломорфоз (или идиоадаптация) и общая дегенерация — это три формы (пути) биологического прогресса.
      Ароморфозами называют крупные эволюционные достижения организмов, приводящие к формированию новых крупных таксонов: царств, типов, классов. Это, как правило, усложнения строения и функций организмов не являющиеся приспособлением к конкретным условиям среды, но носящие самый общий характер, с явным повышением уровня организации и возможным выходом в другую адаптивную зону (возникновение эукариотической клетки, многоклеточности, автотрофности).
      Алломорфозами (идиоадаптациями) называют приспособления организмов к определенным условиям существования — адаптации в узком смысле, или идиоадаптации, посредством которых организмы из поколения в поколение приспосабливаются к разнообразным условиям жизни, причем сложность их организации и интенсивность жизнедеятельности в общем не повышаются. Алломорфозы протекают на уровне семейств, родов или видов. Например, покровительственная окраска у животных, видоизменения вегетативных органов растений.

      Ответить
  13. Дарья

    Здравствуйте Борис Фагимович.
    Напишите пожалуйста вкратце.
    Строение зародышей на разных стадиях развития (Рыба, Черепаха , Крыса, Человек) . Опишите развитие позвоночника , головы , конечностей , органов чувств, дыхательной системы.

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Дарья!
      К сожалению «вкратце» на Ваши вопросы ответить я не могу. Короче, чем на 8-10 страницах текста, как и в любой учебной литературе, мне изложить весь этот обширнейший материал не удастся.(Вы уж извините, Дарья, Ваши вопросы не из области краткого комментирования).

      Ответить
  14. Катерина

    Считаю эту тему одной из самый трудных для себя…всё настолько относительно…и даже многие ученые спорят в некоторых вопросах, связанных с этими понятиями…куда уж нам детям=)Мне кажется, нужно четко знать стандартные примеры…и хорошо ориентировться именно в них…

    Борис Фагимович, а кроме конвергенции и дивергенции…какие ещё существуют способы видообразования? Или может быть подспособы?

    Ответить
    • Борис Садыков

      На счет характеристик способов и «подспособов» эволюционных преобразований живых систем, Катерина, Вы попали в самую точку. Так как иногда даже одни и те же биологические термины в разных руководствах могут трактоваться по разному. И часто — это ошибки не научные, а больше методического плана.
      Так, к некоторому разночтению может привести и характеристика терминов «дивергенция» и «конвергенция». Оба эти термина можно рассматривать с двух позиций: как инструментарий, прием, метод в «руках» эволюционных преобразований, то есть орудие их осуществления или, наоборот, как характеристики итога, результата эволюционного процесса.

      Ответить
      • Марина

        Катерина, может быть, имела в виду параллелизм? Объясните, пожалуйста, что это такое.

        Ответить
        • Борис Садыков

          Только сейчас до меня дошло, что я ушел совсем в сторону при ответе на первый вопрос Катерины, но посчитал уместным оставить все как есть, потому что только отвечая на последний вопрос Марины, надеюсь, удастся “расставить все точки над i”.
          Вообще то статья посвящена появлению у разных групп надвидовых категорий организмов (то есть в процессе макроэволюции) гомологичных и аналогичных органов, а не способам видообразования.
          Да, действительно, гомологичные и аналогичные органы возникают в результате таких двух типов эволюционных изменений как дивергенция и конвергенция. Известен и третий тип эволюционных изменений – параллелизм: образование сходных признаков у родственных организмов (не путать с конвергенцией, в результате которой сходные признаки приобретают неродственные организмы). Повторюсь – три эти термина определяют типы всех возможных эволюционных изменений при макроэволюции.
          Процесс же видообразования – это лишь одно из направлений (наряду с филетической эволюцией, характеризующейся постепенным однонаправленным изменением всей эволюционирующей группировки, т. е. без дивергенции) эволюционных изменений организмов на популяционном уровне – микроэволюция. Если в результате филетической эволюции происходит лишь возрастание приспособленности данной группы организмов к среде обитания, то видообразование – это процесс распада вида на два и более новых видов. (Вот сейчас мы подобрались к тому, отчего возникли “непонятки”). Данный микроэволюционный процесс тоже называется термином дивергенция. Как вы теперь должны хорошо запомнить, термин один, но используется он для определения эволюционных изменений на разных уровнях организации живого.
          Само явление дивергенции при образовании видов предполагает знание двух форм видообразования: аллопатрического (или географического) и симпатрического (или экологического), примеры которых хорошо разбираются в учебниках.

          Ответить

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × три =