САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Задачи по генетике на взаимодействие неаллельных генов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru 

Когда я заканчивал писать книгу «Как  научиться решать задачи по генетике», то в заключении говорил, что прощаюсь с вами не надолго. Откуда у меня была такая уверенность?

Да всё просто. Даже знание  самих азов генетики — этой завораживающей науки о наследственности,  уже делает человека другим.  Мудрее, что ли…. В отношении к жизни вообще, в отношении понимания своей собственной жизни.

А тема взаимодействия неаллельных генов бесспорно важна. Но в учебниках по биологии и генетике она преподносится настолько «сухарным» языком, что для многим остается совершенно непонятой.

В теоретической части этого сборника я постарался так изложить данный материал, чтобы было понятно «как и с чем его едят»: 

Во-первых, надо понять, что общего в заданиях на взаимодействие неаллельных генов  с моногибридным скрещиванием: и там, и там изучается наследование одного признака,

Во-вторых, что общего  в заданиях на взаимодействие неаллельных генов с дигибридным скрещиванием: за признак (при взаимодействии неаллельных генов) и за признаки (при дигибридном скрещивании)  отвечают разные неаллельные гены.

Кому может быть полезен этот сборник:

1. Абитуриентам.  В  школьных учебниках по общей биологии даже базового уровня тема взаимодействия неаллельных генов рассматривается. Поэтому в любой год можно ожидать вопросов и задач этой тематики в контрольных заданиях  ЕГЭ.

2. Студентам медицинских и биологических факультетов, изучающим общую генетику на первом курсе. Именно решения задач на взаимодействие неаллельных генов встречают у многих  наибольшие затруднения.

3. Учителям и репетиторам по биологии. Здесь особый разговор. Можно самому быть, что называется «в теме», но часто бывает довольно сложным  преподнести учащимся данный непростой материал в наиболее доступной форме.

В практической части этого сборника, я постарался подобрать такие  задания, что бы мое разъяснение их решений могло помочь вам в решении любых подобных заданий.

Итак, предлагаю Вашему вниманию  платную электронную книгу:

«Задачи по генетике на взаимодействие неаллельных генов»

* Ознакомившись с небольшой теоретической частью книги,  Вам эта тема не покажется сложной

*  Решения 47 задач по комплементарному, эпистатическому и полимерному взаимодействию генов даются с полным разъяснением.

Книга в формате .pdf. Стоимость 350 рублей.

Напишите мне письмо boris.sadykov@gmail.com о желании сделать покупку. 

После моего ответа, что Вы приняли мудрое решение, Вы будете знать, что у меня есть Ваш адрес электронной почты, на который  я в тот же день (иногда в тот же час) после оплаты вышлю купленные материалы.

                                                           ОПЛАТИТЬ МОЖНО:

1.  На мою электронную карту Сбербанка

(карта привязана к телефону +7(927)32-32-052)

2. электронные кошельки:  

QIWI  +79273232052

Яндекс Деньги  41001493555269

 3. На ТЕЛЕФОН (оператор МЕГАФОН — Поволжский филиал):  +7(927)32-32-052

*********************************************************************

Если возникнут вопросы по скачиванию и изучению материалов на вашем компьютере, обязательно напишите — без поддержки я Вас не оставлю. 

***********************************************************************

Задачи, решения которых подробно разбираются в этом сборнике

Комплементарное взаимодействие генов

1. Нормальный темно-красный цвет глаз дрозофилы определяется двумя пигментами — красным и коричневым. Рецессивный аллель bw нарушает синтез красного пигмента и глаза у гомозигот коричневые. Другой рецессивный аллель st дает ярко-красный цвет глаз, так как отсутствует коричневый пигмент. У двойных гомозигот глаза белые, так как отсутствуют оба пигмента. Скрестили гомозиготных мух с коричневыми глазами и ярко-красными глазами. Какие потомки и в каком соотношении получатся в F1 и F2?

2. У охотничьих собак коккер-спаниель черная окраска шерсти (А) доминирует над бурой (а), сплошная окраска (S) — над пятнистой (s), гены не сцеплены с полом. От скрещивания собак, различающихся по окраске, в потомстве получено 3/8 черных, 3/8 бурых, 1/8 черно-белых, 1/8 буро-белых. Определите генотипы и фенотипы родителей.

3. У попугаев аллель А — желтый цвет перьев, а аллель В — голубой. При взаимодействии генов АВ -зеленый. Особи с генотипом ааbb — белые .При скрещивании гетерозиготных особей с желтыми и голубыми перьями, получено 20 попугаев. Сколько среди них белых?

4. У попугайчиков-неразлучников окраска оперения определяется двумя парами генов а) при спаривании между собой зелёных попугайчиков было получено 55 зелёных, 18 жёлтых, 17 голубых и 6 белых потомков. Определите генотипы родителей и потомков. Как наследуется окраска? б) спаривания зелёных и голубых попугайчиков не дало белых потомков. Определите генотипы родителей.

5. У кукурузы окраска алейрона у семян определяется комплементарным взаимодействием генов А и В, которые в доминантном состоянии обуславливают развитие в зерновке окрашенного алейронового слоя, а в рецессивном — неокрашенного.  При скрещивании двух видов кукурузы, имеющих неокрашенный алейрон, в F1 было получено 24 растения с окрашенным алейроном, в F2 160  растений. Сколько растений в F2 имели окрашенный алейрон? Сколько разных фенотипов будет в F2? Сколько разных генотипов будет в F2? Сколько гомозиготных растений будут иметь неокрашенный алейроновый слой? Сколько гомозиготных растений будут иметь окрашенный алейроновый слой в зерновке?

6. Белая курица породы плимутрок скрещивалась со светлым петухом породы брама. В F1 все потомство имело черное оперение. При скрещивании гибридов F1 между собой получено 50 черных, 13 светлых и 23 белых птицы (всего 86). При скрещивании гибридов F1 с плимутроками получено 29 черных и 22 белых птицы (всего 51). При скрещивании гибридов F1 с брама получено 12 черных и 8 светлых (всего 20). Как наследуется окраска? Определите генотипы пород.

7. От скрещивания светло-бежевых норок с коричневыми в первом поколении все щенки оказались коричневыми, а во втором получилось расщепление: 114 коричневых, 11 светло-бежевых, 35 черных и 38 платиновых. Как наследуются эти окраски у норок? Определите генотип исходных животных. Что получится, если скрестить черных особей из второго поколения со светло-бежевыми? Черных и платиновых норок?

8. Аллель А у крыс обуславливает желтую окраску шерсти. Аллель В другого гена вызывает развитие черной окраски шерсти. У особей А-В- шерсть серого цвета, а у особей aabb – белого. Серого самца скрестили с желтой самкой и получили в первом поколении 3/8 желтых, 3/8 серых, 1/8 черных и 1/8 белых крысят. Определите генотипы родителей.

9. При скрещивании сортов перца, имеющих желтые и коричневые плоды, в первом поколении получены растения с красными плодами. При дальнейшем разведении гибридов в себе получено 322 растения. Из них 182 с красными плодами, 59 — с коричневыми, 61 — с желтыми, и 20 с зелеными плодами.

10. При скрещивании кур и петухов имеющих ореховидные гребни получили 279 цыплят с ореховидным гребнем, 115 – с гороховидным, 106 — с розовидным и 35 с простым. Объясните результаты, определите генотипы исходных кур и петухов. Какая часть потомков с розовидным гребнем из F2 гомозиготна?

11. От скрещивании черного хорька со светло-коричневым в первом поколении все щенки были черными. При скрещивании хорьков из первого поколения между собой наблюдалось расщепление по фенотипам: черные, серые (В), коричневые (D) и светло-коричневые. Расщепление было близко к 9 : 3 : 3 : 1 соответственно. Напишите все генотипы (родителей и потомства).

12. При скрещивании черного и коричневого хорьков было получено 10 щенков, 6 из которых были коричневыми, а 4 – черными. Определите генотипы родителей и потомства. Какое расщепление по фенотипам и генотипам следует ожидать при скрещивании черного и коричневого хорьков из первого поколения?

13. При скрещивании двух черных хорьков в потомстве были получены черные и серые хорьки. Предположите, как распределились эти признаки среди 12 щенков. Какое потомство следует ожидать при скрещивании черных и серых хорьков из первого поколения между собой?

14. С какой вероятностью может появиться светло-коричневый щенок у черных родителей? Свой ответ подтвердите генотипами родителей и предполагаемого потомства.

15. При скрещивании коричневого хорька с черным в первом поколении были получены 7 черных и 2 серых щенка. Определите генотипы родителей потомства. Какое расщепление по фенотипам и генотипам следует ожидать при скрещивании серых хорьков из первого поколения между собой.

16 При скрещивании рябого петуха, имеющего простой гребень, с рябой курицей с ореховидным гребнем было получено следующее потомство: Петухи: 23 рябых с розовидным гребнем; 19 рябых с ореховидным гребнем. Куры: 12 рябых с ореховидным гребнем; 8 рябых с розовидным гребнем; 11 нерябых с ореховидным гребнем; 10 нерябых с розовидным гребнем. Объясните результаты, определите генотипы родителей и потомков.

17. От скрещивания двух зеленых растений кукурузы было получено 78 зеленых и 24 белых растения (альбиносы). При самоопылении одного из исходных зеленых растений получили 318 зеленых и 102 белых растений, а при самоопылении другого исходного зеленого растения — 274 зеленых и 208 белых. Каковы генотипы исходных зеленых растений? Объясните результаты скрещивания

18. У льна наследование окраски венчика происходит по типу комплементарного взаимодействия генов. Аллель А обуславливает окрашенный венчик, аллель а-неокрашенный, аллель В-голубой, в-розовый. 10 гибридных растений, имеющих генотип АаВв, были скрещены с растениями, имеющими генотип аавв. Было получено 80 растений.1.Сколько растений имели голубую окраску венчика? 2.сколько разных генотипов могут обусловить белую окраску венчика. 3.сколько растений имели розовую окраску венчика 4.сколько растений с белым венчиком были двойными гомозиготами

Эпистатическое взаимодействие генов

1. Бомбейский феномен (очень редкий, обнаруженный только в одной из популяций людей в Индии) у человека связан с присутствием в генотипе рецессивного эпистатического гена h, подавляющего проявление доминантных аллелей генов группы крови IА и IВ. Поэтому гомозиготы с аллелями hh всегда имеют I группу крови. В близкородственном браке, где муж был с IV (IАIВ) группой, жена с  III (IВ) и они имели общую бабушку, носительницу аллеля h, родилось 12 детей со следующими группами крови: IV (IАIВ) — 4 ребенка,   III (IВ) — 5 детей и   I (IО) — 3 ребенка. Определите генотипы родителей и детей.

2. При скрещивании растения лука с красными луковицами с растением, имеющим белые луковицы, все растения в F1 были с красными луковицами, а в F2 наблюдалось расщепление по окраске луковицы: 195 растений имели красные луковицы, 71 -­ желтые и  89 были­ белые. Определите генотипы родителей и гибридов F1.

3. От скрещивания двух растений лука с красными луковицами №1 и №2 в F1 получилось 94 растений с красными и 28 с желтыми луковицами. Для выяснения генотипов растений №1 и №2 они были подвергнуты самоопылению. В результате самоопыления растения номер 1 получили 130 растений с красными, 42 — с желтыми и 61 — с белыми луковицами. А в результате самоопыления растения номер 2 получили 129 растений с красными и 40 с желтыми луковицами. Объясните результаты, определите генотипы исходных растений.

4. От скрещивания растений тыквы с белыми и зелеными плодами в F1 получено расщепление : 86 белых, 39 желтых, 42 зеленых плода. Найти генотипы исходных растений тыквы.

5. Рожь с черным зерном скрестили с рожью с серым зерном. В F2 были потомки с черным, серым и белым зерном. Эти признаки проявлялись в соотношении 12:3:1. Определите взаимодействие генов.

6. Имея две формы пшеницы – безостую с черными колосьями и остистую с красными колосьями, – селекционер скрестил их, чтобы получить безостую красноколосую форму. В F1 от этого скрещивания все растения были безостыми с черными колосьями. В F2 произошло расщепление: 714 безостых с черными колосьями, 181 безостых с красными колосьями, 58 безостых с белыми колосьями,231 остистых с черными колосьями, 61 остистых с красными колосьями, 20 остистых с белыми колосьями. Объясните расщепление. Приведите схему наследования признаков.

7. При скрещивании тыкв с белыми плодами в первом поколении получили 67 растений с белыми, 19 – с желтыми и 6 – с зелеными плодами. Объясните результаты, определите генотипы исходных растений. Что получится, если скрестить исходные растения с зеленоплодными из первого поколения?

8. От скрещивания растений кукурузы с окрашенными и неокрашенными зернами в первом поколении все зерна оказались неокрашенными, а во втором произошло расщепление 562 неокрашенных и 120 окрашенных.  Как наследуется признак? Определить генотипы исходных растений.

9.  кукурузы пурпурная окраска зерен определяется присутствием в генотипе гена А и отсутствием гена С во всех остальных случаях — зерна белые. Какое расщепление в первом поколении при следующем скрещивании: АаСс  х  аасс?

10. При скрещивании лошадей серой и рыжей масти в первом поколении всё потомство оказалось серым. Во втором поколении на каждые 16 лошадей в среднем появилось 12 — серых, 3 — вороных, 1 — рыжая. Определить тип наследования масти у лошадей и установить генотипы указанных животных.

11. У садовода имеются две формы левкоя с красными и кремовыми цветками. При самоопылении красноцветковых растений он получил в потомстве 222 красноцветковых, 68 растений с кремовыми цветками и 94 – с белыми. При самоопылении растений с кремовыми цветками получилось 18 растений с кремовыми и 7 с белыми цветками. При скрещивании исходных форм между собой получено 29 красноцветковых растений, 31 растение с кремовыми цветками и 18 растений с белыми. Как наследуется окраска у левкоя и каковы генотипы исходных форм, имеющихся у садовода?

12. Скрещивая растения левкоя с фиолетовыми цветками с растением, имеющим белые цветки, садовод обнаружил в первом поколении 102 растения с фиолетовыми, 109 с красными, 231 с кремовыми и 420 с белыми цветками. От самоопыления родительского белоцветкового растения все растения оказались с белыми цветками. При самоопылении родительского растения с фиолетовыми цветками в F1 обнаружилось расщепление в отношении: 27/64 с фиолетовыми : 9/64 с красными : 12/64 с кремовыми : 16/64 с белыми цветками. Объясните расщепления. Как наследуется окраска цветков у левкоев? Определите генотипы всех растений, использованных в скрещиваниях.

13. При скрещивании тыкв с белыми плодами в F1 получили 67 растений с белыми, 19 с желтыми и 6 с зелеными плодами. Объясните результаты, определите генотипы исходных растений. Что получится, если скрестить исходные растения с зеленоплодным из F1?

14. От скрещивания растений льна с белыми и голубыми лепестками цветков получены растения с голубыми лепестками. В следующем поколении идет расщепление в отношении 33 голубых : 12 розовых : 18 белых. Какое явление иллюстрирует данный случай и каковы генотипы всех форм?

15. Красная окраска луковицы лука определяется доминантым геном, желтая — его рецессивным аллелем. Однако проявление гена окраски возможно лишь при наличии другого, несцепленного с ним доминантного гена, рецессивный аллель которого подавляет окраску, и луковицы оказываются белыми. Краснолуковичное растение было скрещено с желтолуковичным. В потомстве оказались особи с красными, желтыми и белыми луковицами. Определите генотипы родителей и потомства.

16. У кур ген С детерминирует окраску оперения, ген с  -белое оперение. Ген I подавляет развитие окраски, его рецессивный аллель i не оказывает подавляющего действия. Белый самец (IICC) скрещен с белой самкой (iicc). Укажите процент особей с окрашенным оперением во втором поколении.

17. При скрещивании голубых гуппи с альбиносами, имеющими белую окраску и красные глаза, в первом поколении было получено 69 голубых рыб, а во втором — 68 голубых, 20 белых с темными глазами и 34 альбиноса. Объясните расщепление. Как наследуется окраска? Определите генотипы исходных рыб. Какая часть рыб второго поколения гомозиготна по окраске?

18. При скрещивании лошадей серой и рыжей масти в первом поколении всё потомство оказалось серым. Во втором поколении на каждые 16 лошадей в среднем появилось 12 — серых, 3 — вороных,1 — рыжая. Определить тип наследования масти у лошадей и установить генотипы указанных животных.

19. У лошадей серая масть (ген «C») доминирует над рыжей (ген «с»), вороная (ген «В») над рыжей (ген «в»). Ген «С» эпистатичен по отношению к гену «В». При скрещивании серого жеребца с серой кобылой получен рыжий жеребенок. Каковы генотипы родителей? Какое потомство можно ожидать при повторении этих спариваний? Покажите это на решетке Пеннета.

20 При скрещивании двух белозерных растений кукурузы F1 получилось белозерное, а в F2 получено 138 белых семян и 39 пурпурных. К какому типу наследования относится этот случай? Определите генотипы всех форм.

Полимерия

1. Если скрещиваются между собой особи с генотипами А1А1а2а2 и а1а1А2А2, то какая часть потомства в F2 будет гетерозиготной по одному гену?

2. Имеется сорт ячменя, дающий 6 г зерна на растение, и сорт, дающий 12 г. При скрещивании этих сортов в F1 наблюдается промежуточный фенотип, в среднем 9 г. У 250 растений F2 масса зерна варьирует от 6 до 12 г на растение. Четыре растения имели массу 6 г, четыре других – 12 г. Сколько генов определяют данный признак? Определите генотипы всех растений.

3. Имеется сорт ячменя, дающий 6 г зерна на растение, и сорт, дающий 12 г. Каков будет фенотип растений F1 от скрещивания этих сортов, и как распределятся растения по весу семян на растение в F2, если учесть тригенное отличие этих сортов, гены не сцеплены и взаимодействуют по типу некумулятивной полимерии? Какое будет распределение растений по весу семян на растение, если растение F1 скрестить с малоурожайным сортом?

4. У родителей с темным цветом кожи родился первый ребенок с темным цветом кожи, а второй — с белым цветом кожи.

5. У одной из пары белых лабораторных крыс длина хвоста контролируется тремя парами несцепленных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Если пренебречь факторами среды, то можно допустить, что самый длинный хвост (10см) определяется у крыс, имеющих все доминантные гены, крысы гомозиготные по трем парам рецессивных генов имеют самый короткий хвост (4см). Определить длину хвоста у крыс, гетерозиготных по всем трем парам генов. Определить длину хвоста у потомства от скрещивания гетерозиготного самца с короткохвостой самкой.

6. У кукурузы длина початка контролируется 2 парами полимерных генов по типу кумулятивной полимерии. Гомозигота по рецессивным генам имеет длину початка 10 см. Скрещивались два сорта кукурузы различного происхождения с длиной початка 22 см. В первом поколении все растения также имели початки длиной 22 см. Для гибридов F1 затем проводилось возвратное скрещивание с одной из родительских форм. Какой ожидается длина початков в потомстве от этого скрещивания и какова будет доля растений с различными длинами початков? Ответ подтвердите схемой скрещивания.

7. Растение гомозиготное по трем парам рецессивных генов, имеет высоту 32 см, а гомозиготное по доминантным аллелям этих генов имеет высоту 50 см. Принимаем, что влияние отдельных доминантных генов на рост во всех случаях одинаково и их действие суммируется. В F2 от скрещивания этих растений получено 192 потомка. Сколько из них будет иметь генетически обусловленный рост в 44 см?

8. Сколько будет фенотипических классов по окраске зерна и в каком количестве среди 2600 гибридов второго поколения пшеницы и овса, полученных от скрещивания ди- и три-гетерозигот, если известно, что у пшеницы 2, а у овса 3 полимерных гена определяют этот признак от темно-красного до белого зерна по типу кумулятивной полимерии.

9. В браке темнокожего мужчины с белокожей женщиной в F1 все дети мулаты. Дети от мулатов могут появиться с пигментацией от белого до очень смуглого. Нужно рассчитать вероятность рождения белого ребенка в таких семьях.

*******************************************************************

Успешного Вам освоения купленных материалов. Если возникнут какие-то вопросы, пишите в комментариях к этой статье, обязательно постараюсь на них ответить!

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
В. Решение генетических задачИ. Анонсы платных книг | Взаимодействие неаллельных геновЕГЭ по биологиикомплементарияполимериярепетитор биологии по Скайпурешение задач на взаимодействие неаллельных геновэпистаз | 8 комментариев
Отзывов (8)
  1. Кирилл

    Здравствуйте, Борис Фагимович. У меня вопрос (замечание) по задаче 12 на эпистаз. Целый месяц на элективе бились с этим заданием пока не нашли решение в вашем сборнике. Вы мастерски объяснили решение этой непростой задачи на тригибридное скрещивание. И как можно было догадаться, что это задание одновременно и на эпистаз, и на комплементарию? Но в объяснении у Вас допущена такая ошибка. Вы пишите об этом тригибридном скрещивании, что: «пусть вас не смущает, что здесь мы видим не совсем традиционное распределение по фенотипическим классам. Не 27:9:9:9:3:3:3:1, а 27:9:12:16. Фенотипический класс 12/64 включает два фенотипических класса: 9/64 + 3/64. Фенотипический класс 16/64 включает четыре фенотипических класса: 9/64 + 3/64 + 3/64 + 1/64″. Так вот, надо же было написать «два генотипических класса» и «четыре генотипических класса». Или я не прав?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Кирилл. Нет, Вы не правы. Расщепление 27:9:9:9:3:3:3:1 — это именно по фенотипу и, соответственно, 27:9:12:16 — это тоже, конечно, по фенотипу. Откуда взялось число 12 — это 9 + 3 и т.д. Причем здесь расщепление по генотипу? Вспомните обычное дигибридное скрещивание. Расщепление по генотипу 1:2:1:2:4:2:1:2:1 (именно учитываем сами аллели «буковки»), а расщепление по фенотипу дает совсем другое соотношение классов 9:3:3:1. При взаимодействии неаллельных генов может быть расщепление такое же 9:3:3:1 (например, наследование окраски шерсти у норок или формы гребня у кур), а может быть, например, 9:3:4 (где 4 — это 3 +1). Здесь мы оперируем только фенотипическими показателями, но не расщеплениями по генотипам.

      Ответить
  2. Надежда

    Борис Фагимович, добрый день. С наступившим Новым годом, с пожеланиями крепкого здоровья, благополучия, успехов в просветительской деятельности.
    Хочу приобрести Вашу книгу «Задачи по генетике на взаимодействие неаллельных генов». Нужно разобраться с этой темой, встретилась задача, которая поставила меня в тупик. Можно будет обратиться к Вам за помощью, если я эту проблему не разрешу самостоятельно?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Надежда! Большое спасибо за поздравление, новогодние пожелания и желание купить мою книгу по генетике. Очень хочется надеяться, что проштудировав задачи в моей книге «Задачи по генетике на взаимодействие неаллельных генов», Вы обнаружите что-то полезной для себя, для решения вашей «тупиковой» задачи. Если не найдете решения, попробуем решить вместе.

      Ответить
  3. Диана

    Здравствуйте, хотела бы поинтересоваться, насколько я знаю, в ЕГЭ прошлых лет задач на неаллельные взаимодействия не было и для подготовки конкретно к ЕГЭ заострять на них внимание не стоит? (мне, как выпускнику это особенно важно т.к. в сжатые сроки заниматься лишним желания нет). Вообще стандартные задачи на сцепленное наследование попадались и не более того (беру Кириленко и Калинову).

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Диана! Да, Вы правы, в Части 2 (ранее часть С, задание С6) самих задач по генетике на неаллельные взаимодействия генов еще не было. И, поскольку, в Демоверсии 2017 года и в новых тестовых заданиях в книге Кириленко А.А. с соавт. и сборниках Калиновой Г.С. с соавт. таких заданий еще нет, то, вероятно, в летних КИМах 2017 их еще не будет. Но в школьной программе, даже базового уровня, типы взаимодействия неаллельных генов рассматриваются и поэтому в Части 1 КИМов такие вопросы по генетике вполне могут быть.

      Ответить
  4. Людмила

    Здравствуйте, Борис Фагимович! Как же здорово вы объясняете. Теперь я и своим ученикам смогу донести этот материал. Табличка по сопоставлению взаимодействия неаллельных генов с Менделевским дигибридным скрещиванием — настоящий ключик к решению всех проблем. А задача 12 по эпистазу и комплементарии одновременно. Бьемся над ней так и не решили (я и сборник ваш купила из-за этой задачи). Спасибо, что Вы умеете так объяснять!

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Людмила! Спасибо за покупку книги и эмоциональный «фонтан». Очень рад, что мой сборник оказался для Вас столь полезным. Да, уж, задача 12 не совсем обычная (вернее «совсем не обычная»).

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + 13 =