САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Анализ тестовых заданий части С

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

В этой статье разбираются ответы на тестовые задания ЕГЭ по биологии Части С, которые вызвали затруднения у учащихся.

Уровень выполнения заданий Части С в различных вариантах оказывается достаточно сходным. Можно было бы подумать, что это связано с повторением в них каких-то заданий. Повторяющиеся задания безусловно есть. Среди них, например, задания на биосинтез белка в линии С5, задания на различение терминов (дегенерация и биологический регресс) в С4, задания на работу с текстом в С2, вопрос о питании сапротрофных бактерий.

По результатам четырех последних лет можно сказать, что в части С больше всего вопросов приходится на блок 2. «Клетка как биологическая система», блок 3. «Организм как биологическая система» и блок 6. «Эволюция живой природы». Отчасти это объясняется тем, что в некоторых линиях заданий тематика закреплена довольно жестко (например С5 – блок 2, С6 – блок 3).
Рассмотрим особенности выполнения выпускниками заданий Части С.

Блок 2. «Клетка как биологическая система»

Самыми сложными для учащихся оказались вопросы из п. 2.7 («Клетка – генетическая единица живого. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Мейоз. Фазы мейоза»). Процент нулевых ответов — 88%.

В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое количество хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейозаI. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.
В ответе необходимо было отметить три момента:
1) перед началом деления число хромосом – 8, молекул ДНК – 16; в конце телофазы мейоза I число хромосом – 4, молекул ДНК – 8;
2) перед началом деления молекулы ДНК удваиваются, но число хромосом не меняется (каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид);
3) мейоз – редукционное деление, поэтому число хромосом и молекул ДНК уменьшается в 2 раза.
Хотя многие в своем ответе  и пытаются прописать заданное число хромосом и молекул ДНК., но попытки объяснить эти значения в основном оказываются невнятными.

Задания данного типа и похожего содержания появились с 2012 года и резко повысили сложность цитологических заданий. Теперь, зная о таких «каверзных» заданиях, вам следует больше внимания уделить при подготовке к ЕГЭ именно таким вопросам («предупрежден — значит вооружен»). При написании, например, 2n2c, непременно расшифровываем эту запись словами: диплоидный набор хромосом, каждая хромосома состоит из одной хроматиды (или одной нити ДНК).

Несколько лучше (нулевых ответов 71%)) экзаменуемые справлялись  с заданиями на определение хромосомного набора (гаплоидный,  диплоидный, триплоидный)  в разных типах клеток  представителей разных отделов растений (мхи, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные).   Но почти никто не смог дать полные ответы и на эти задания.

Для ответа на такие задания необходимо иметь четкое представление о чередовании поколений у различных групп растений, что эволюция растений шла в сторону доминирования спорофита над гаметофитом. Почему взрослые поколения семенных растений — это их спорофиты (хотя и у голосеменных растений, и покрытосеменных семена  формируются из гамет, но гаметогенезу и в шишках, и в цветах предшествует спорогенез).

Вопросы на проверку содержания из раздела Кодификатора 2.6 («Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства»),  также приходились на линию С5, но были типичными и для экзаменуемых  менее сложными. Хотя и про типичные цитологические задачи нужно  сказать, что их умеют решать только четверть экзаменуемых.

Блок 3 «Организм как биологическая система».

В этом блоке задание на проверку содержания п.3.2: «Назовите зародышевый листок  позвоночного животного, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей и системы органов формируются из него?» оказалось самым сложным.  Процент его выполнения всего 18%.
Многие из получивших от 1 до 2-х баллов за ответ поняли, что на рисунке представлен средний зародышевый листок – мезодерма, но и они путались в перечне формируемых из него тканей (соединительная и мышечная ) и систем органов (опорно-двигательная, кровеносная, выделительная и половая). Полный ответ на данный вопрос дали только 4% экзаменуемых.

Большое внимание разработчики тестов стали уделять и  вопросам селекции – п. 3.8 Кодификатора. По данной теме учащиеся неважно справились с такими вопросами:
«В настоящее время нашли широкое применение в птицеводстве гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач? Как их выводят?».
1. Бройлерные цыплята отличаются интенсивным ростом и быстро набирают большую массу.
2. Их получают  скрещиванием  чистых линий,  поскольку лишь у гибридов первого поколения проявляется эффект гетерозиса, приводящий к такой высокой продуктивности организмов.
В ответе необходимо было описать особенности бройлерных цыплят. Хорошо знать значение основных генетических терминов: чистая линия, скрещивание, эффект гетерозиса.

«В результате межвидового скрещивания рыб белуги и севрюги получается межвидовой гибрид – бестер Эта рыба отличается ценными пищевыми свойствами, повышенной жизнеспособностью. Однако бестеры, как и все межвидовые гибриды животных, не дают потомства. Объясните, почему они бесплодны. Возможно ли преодолеть их бесплодие?»
(Ошибка авторов-составителей: бестер — это гибрид белуги «бе» и стерляди «стер», но не севрюги).
1. Получение бестера в результате отдаленной гибридизации — это пример проявления эффекта гетерозиса и применения его на практике.
2. Межвидовые и межродовые гибриды стерильны, они не могут оставить потомство, так как у них при формировании гамет не может нормально (нет гомологиных хромосом) происходить кроссинговер во время профазы мейоза I.
3. Советскому академику Карпеченко удалось преодолеть стерильность гибридов у растений путем полиплоидии, но этот метод невозможно использовать в селекции животных.
Только 2% отвечавших на этот вопрос получили максимальный балл. Многие отмечали, что преодолеть бесплодие у межвидовых гибридов у животных невозможно, но лишь некоторые привели обоснование этому, что его преодолевают путём получения полиплоидов, но это не неприменимо к животным. Другая часть ответа, объяснение, почему бестеры бесплодны (так как в их клетках содержатся хромосомы белуги и стерляди, которые негомологичны), что приводит к нарушению мейоза, была очевидна всего 2% отвечавших.

Таким образом, самое трудное при ответах на вопросы заданий части С — это научиться объяснять суть обсуждаемого процесса.

Конечно, остается и доля «везения». Например, такой вопрос из этой же рубрики «Объясните, почему для сохранения ценных признаков гибридных растений используют вегетативное, а не семенное размножение» — оказался для многих не сложным.
Да и задания линии С6 по решению генетических задач в разных вариантах тестов значительно отличаются по уровню сложности.
Согласитесь, что понять как решить задачу на дигибридное скрещивание, даже если один из признаков является аутосомным, а второй сцеплен с полом — намного проще, чем смочь решить задание не на обычное дигибридное скрещивание с независимым наследованием признаков, а на сцепленное наследование.
«При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ?»
Во-первых, многие просто «увязли» в объемном оформлении решений из двух последовательных скрещиваний. Во-вторых, даже те, кто справился с решением, не смогли правильно ответить на последний вопрос задания. А правильный ответ на дополнительный вопрос был следующим: в F2 проявляется нарушение закона сцепленного наследования вследствие кроссинговера, что и привело к тому, что, хотя и большая часть потомства имела признаки родителей 7151 семена гладкие окрашенные и 7327 семена морщинистые неокрашенные), но были потомки и от кроссоверных (рекомбинантных) гамет: 218 растений с морщинистыми окрашенными и 289 растений с гладкими неокрашенными семенами.

Блок 4. «Система и многообразие органического мира».

В этом блоке в заданиях линии С1, С3 проверяются знания о бактериях, растениях, животных (разных типов, классов, отрядов). Несмотря на разнообразие тем и сложность вопросов в целом процент экзаменуемых, давших частично или полностью правильный ответ было около 40%.

Самым трудным здесь оказался вопрос о «кедровых орешках»: «Семена сибирской сосны называют «кедровыми орешками». Верно ли такое название с научной точки зрения? Ответ поясните».
В ответе необходимо было отметить два основных момента:
1. Орешек – плод покрытосеменных растений.
2. У голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет плодов.
Многие же пытались найти ошибку в самом вопросе и писали, что нельзя называть «кедровыми» орешки сосны. Следовательно, они не знают, что кедром в русском языке издавна называют сосну сибирскую.

Среди вопросов данного блока были и вопросы с высоким процентом выполнения. Это вопросы об особенностях питания сапротрофных бактерий и о значении паутины в жизни паукообразных.
Все же вывод о том, что выпускники не достаточно хорошо повторяют перед экзаменами материал ранее изучаемых школьных курсов за 6 – 7 классы, остается актуальным.

Блок 5. «Организм человека и его здоровье».

Относительно не плохо учащиеся справились с вопросом по кровеносной системе человека:
«Назовите камеру сердца человека, которая обозначена цифрой 1. Какая кровь содержится в этой камере и по каким сосудам она в неё поступает?».
Больше половины экзаменуемых полностью или частично ответили на этот вопрос. Учитывая опыт предыдущих лет, можно сказать, что в теме «Строение и жизнедеятельность органов и систем органов кровообращения» учащиеся более уверенно ориентируются в строении кровеносной системы, чем в ее функционировании.

Другой вопрос на проверку содержания знаний данной темы был не новым:
«Какие органы выполняют в организме человека выделительную функцию и какие вещества они выводят?».
Ответом на данный вопрос должно было стать перечисление органов выделительной системы и выводимых веществ:
1. Почки – через них происходит удаление конечных продуктов белкового обмена (мочевина) и излишки воды.
2. Лёгкие – через них из организма человека выводятся углекислый газ, пары воды.
3. Потовые железы кожи – через них удаляются вода, соли и небольшое количество мочевины.
Многие отвечали, что в первую очередь органом выделения является прямая кишка ? с выводимыми ею остатками не переваренной пищи. Редко в ответах упоминается мочевина. Вода, как конечный продукт обмена веществ,  для многих также не очевидна.

Блок 6. «Эволюция живой природы».

По этому блоку учащимися неважно освоена тема 6.4 Кодификатора «Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс».
В ответе на вопрос: «Можно ли считать тождественными понятия «дегенерация» и «биологический регресс»? Ответ обоснуйте», предполагалось выделить следующие элементы:
1. «Биологический регресс» и «дегенерация» не являются тождественными понятиями.
2. Биологический регресс сопровождается уменьшением численности организмов, сужением ареала обитания и может привести к вымиранию вида.
3. Дегенерация – это один из путей биологического прогресса, который характеризуется упрощением уровня организации организмов в связи с паразитизмом или малоподвижным образом жизни.
Для половины учащихся, эти два понятия оказались близки или даже тождественны.

Задания на алгоритм доказательства биологического прогресса встречается в тестах постоянно. Вероятно поэтому получены высокие результаты при ответе на вопрос:
«Грызуны – самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует их процветанию в природе?»
Тем не менее, общая рекомендация учителям о пристальном внимании к проработке с учащимися элементов Кодификатора 6.4 и 6.5 – «Доказательства эволюции живой природы. Макроэволюция» остается в силе.

Блок 7. «Экосистемы и присущие им закономерности».

В целом около 30% экзаменуемых справляются (хотя бы на 1 балл) с вопросами заданий этого блока. Например, на вопрос по проверке содержания п.7.3 Кодификатора:
«К каким отрицательным последствиям приводит применение в сельском хозяйстве гербицидов – химических веществ для борьбы с сорняками? Укажите не менее трёх последствий»
1. Применение гербицидов приводит не только к уничтожению сорной растительности на полях, но и к накоплению их в тканях растений основных культур, используемых человеком в пищу или на корм скоту (в организме человека и животных в первую очередь пострадают репродуктивная и нервная системы).
2. Обработка гербицидами снижает популяции полезных насекомых-опылителей, зерноядных и насекомоядных птиц, мелких млекопитающих вследствие уничтожения растительности, которая используется ими в качестве пищи или укрытия.
3. Гербициды, попавшие в почву, резко снижают численность и активность почвенных бактерий и грибов, снижая почвенное плодородие.
4. Попадая в грунтовые воды, гербициды неминуемо окажутся не только в ближайших, но и очень отдаленных акваториях, нанося вред всему живому и вызывая уменьшение устойчивости экосистем.
Полных правильных ответов на это задание было всего около 4%. Поэтому можно сделать вывод, что по-прежнему экологические знания школьников остаются недостаточно точными и полными.

Вопрос по проверке содержания раздела 7.4 «Биосфера – глобальная экосистема»:
«Объясните, какие факторы ограничивают распространение жизни в атмосфере, литосфере, гидросфере» — оказался для школьников сложным. В ответе должны были найти отражение следующие элементы:
1. Жизнь в атмосфере ограничена интенсивностью ультрафиолетового излучения, отсутствием кислорода, низкими температурой и давлением.
2. Жизнь в литосфере ограничена высокой температурой (свыше 100 °С), плотностью и отсутствием кислорода.
3. Гидросфера вся пронизана жизнью, но по мере увеличения глубины плотность жизни уменьшается, так как повышается давление, уменьшается освещённость и содержание кислорода.
На данный вопрос всего у 4% экзаменуемых было получено 3-х балльных ответов. Основное замечание – ответ неполный. Школьники для объяснения ограничения жизни указывают в своих ответах только какой-либо один из ограничивающих факторов.

Анализ выполнения учащимися заданий со свободным развернутым ответом показал, что с заданиями линии С1, предусматривающими применение биологических знаний и умений в практической ситуации, справляются полностью или частично только треть учащихся.

В заданиях линии С4 основное внимание уделяется проверке знаний учащимися эволюционных и экологических закономерностей. Общей тенденций является их высокая сложность для школьников.

Задания С5 предусматривают проверку умений учащихся применять знания о генетической информации в клетке, о матричных реакциях синтеза белка и нуклеиновых кислот при решении задач.
Задачу  «Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АЦГГТААААГЦТАТЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода» —  разработчики ЕГЭ регулярно включали в тесты с 2008 года. Долго процент выполнения этой задачи выпускниками оставался невысоким – 15%, но в 2012 г. впервые повысился до 20,5%. Алгоритм решения данных задач предполагает глубокое понимание процессов матричного биосинтеза белка и нуклеиновых кислот.

Как и предупреждалось, в предыдущем году в заданиях по цитологии линии С5 были включены более сложные задачи на анализ изменения числа хромосом и ДНК в них в разные фазы митоза или мейоза.
Часть вариантов содержали еще такой тип задач по цитологии.
«Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки».
1.Клетки пыльцевого зерна — микроспоры и спермии сосны содержат гаплоидный набор хромосом.
2.В мужских шишках сосны развиваются пыльцевые мешки, внутри которых из исходных клеток образуются микроспоры (пыльцевые зерна).
3. Микроспоры образуются в результате мейоза, поэтому содержат гаплоидный набор хромосом. Из этих гаплоидных микроспор в результате митозов образуются гаплоидные спермии.
Процент выполнения таких заданий выпускниками оказался также  низким.

Традиционно считается, что задания линии С6 — одни из наиболее сложных и строго оцениваемых заданий ЕГЭ по биологии. Но последние два года учащиеся неплохо справлялись с решением генетических задач предлагаемого уровня сложности на взаимодействие аллельных генов (знание закономерностей моно- и дигибридного скрещивания). Вероятно, составители тестовых заданий задумаются над тем, чтобы включить в тестовые задания и задачи на взаимодействие неаллельных генов (комплементарность, эпистаз, полимерия).

В целом, следует подчеркнуть, что преподавателям следует больше внимания уделить подготовке учащихся к ответам на задания части С, научить их оформлению ответов. Так, многие ответы учащихся на задания части С отличаются излишней многословностью, наличием ненужных подробностей, уточнений, в некоторых приведены даже рисунки на не запрашиваемые элементы ответа. Необходимо в процессе обучения больше внимания уделять формированию умений:
а) внимательно читать задание;
б) кратко, но полно излагать свой ответ на поставленный вопрос.

*********************************************
У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментариях.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
в) ЕГЭ по биологии до Рохлова (до 2018 года)Е. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) | варианты тестовых заданий ФИПИзадания части Слиния С2линия С3линия С4линия С5линияС1линияС6обучение по скайпурепетитор биологии по Скайпутесты ЕГЭ по биологии | Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + 7 =