САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052
САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Email: boris.sadykov@gmail.com. +7 (927)-32-32-052

Дальний Восток. Вариант 4, часть С

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Эти мои статьи  в рубрике «Беспрецедентная акция»   обращены уже  не к абитуриентам этого года, а к покорителям вершин года 2014. Я помогу вам разобраться как отвечать на задания части С.

В этом 2013 году произошла беспрецедентная кража всех (представляете, всех) подготовленных сотрудниками ФИПИ вариантов ЕГЭ по биологии.

Варианты были выложены в интернете накануне экзаменов.

Для вас, будущих абитуриентов 2014 года, можно  рассматривать эти варианты как очередные задания Демонстрационных версий, которые за год открыто выкладываются для лучшей подготовки (именно подготовки к экзаменам). Снова обращаю ваше внимание на то, что никакие знания не могут быть лишними объем школьной программы по биологии не безграничен, поэтому невозможно до бесконечности создавать все новые и новые вопросы для тестов. Чем больше вы изучите ФИПИшных тестовых заданий (именно «ФИПИшных» и именно «изучите»), тем  лучше будете разбираться в сущности жизни и лучше будете подготовлены к предстоящим экзаменам.

Здесь представлены вопросы из тестовых заданий Дальний Восток, вариант 4, часть С и мое видение того, как на них следует отвечать: 

С1

1. Раннее цветение ветроопыляемых растений еще до распускания листьев связано с тем, что листва могла бы являться преградой для  свободного распространения пыльцы ветром.

2. У ветроопыляемых растений для эффективного оплодотворения  должно  образовываться очень много пыльцы, так как  большая часть разлетится «в никуда». У насекомоопыляемых растений пыльцы может образовываться немного, так как, наоборот, большая часть ее будет использована для оплодотворения.

С2

1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны очень крупные адаптационные изменения.

2. В результате ароморфозов формируются новые систематические группы организмов начиная с уровня класса и выше.

5. К идиоадаптациям (алломорфозам) относят формирование приспособлений к жизни  на дне моря у камбалы и ската.

С3

1. Опыты И.П.Павлова по мнимому кормлению с разрезанием пищевода (безусловнорефлекторное сокоотделение) и по выделению чистого желудочного сока в ответ на условный раздражитель (свет, воздействующий на зрительный анализатор или  звуковой сигнал, воздействующий на слуховые рецепторы внутреннего уха) доказали связь пищеварения с нервной системой.

2 К тому же известно, что центр безусловнорефлекторного сокоотделения находится в продолговатом мозге.

3. Кроме рефлекторного возбуждения на желудочные железы действуют всосавшиеся в кровь продукты расщепления пищевых веществ (глюкоза, аминокислоты и всевозможные биологически активные вещества). Эти вещества с током крови попадают в железы желудка, которые начинают усиленно выделять желудочный сок длительное время (гуморальная регуляция).

С4

1. Считается, что предок лошади эогиппус, обитавший вблизи рек на мягкой почве был не крупнее лисицы и имел по четыре пальца на передних ногах и по три пальца на задних.

2. У мезогиппуса, обитавшего в лесах и сухих прериях, для которого важным стала быстрота передвижения для спасения от хищников,  различимы были три пальца, причем 3-й был сильно увеличен.

3. У мерикгиппуса, достигавшего уже 1 м в холке, наблюдалась редукция 2-го и 4-го пальцев, опора при беге на 3-й  палец.

4.  Современные лошади  (до 1,6 м в холке) адаптированы к жизни в сухих степях. Быстрота бега лошади обусловлена величиной и строением ног. У них  удлиненные пястные и плюсневые кости, расширенная 3-я фаланга (широкий видоизмененный коготь) преврашена в  копыто.

С5

1. Поскольку исходная последовательность триплетов нуклеотидов и-РНК была: ГУЦ-АЦА-ГЦГ-АУЦ-ААУ, то нормальный белок состоял из  следующей последовательности аминокислотных остатков (находим по таблице генетического кода): вал-тре-ала-иле-асн. 

2. Последовательность аминокислотных остатков мутированного белка: вал-глн-ала-иле-асн.

3.Последовательность триплетов нуклеотидов мутированной и-РНК: ГУЦ-ЦАА(Г)-ГЦГ-АУЦ-ААУ.

С6

1. Из схемы видно, что  изучаемый признак проявляется лишь у незначительного количества анализируемых организмов. Делаем вывод, что он носит рецессивный характер, а поскольку проявляется лишь у особей одного пола (у мужчин) и, к тому же, не в каждом поколении, то очевидно этот признак является сцепленным с Х хромосомой.

2. Генотипы родителей:  отец — ХаY, мать — XAX-. Мы не можем сразу указать второй аллельный ген в генотипе матери, так как она теоретически может быть как гомо- XAXA, так и гетерозиготой. Но поскольку все ее дети, и девочки, и мальчик не имеют в своем генотипе аллеля Xa, следует предположить, что генотип матери был гомозиготным XAXA.

3. Сын (2), фенотипически не имеющий признака, имеет  генотип XAY.  Дочь (3) имеет генотип XAXa, то есть является носителем гена изучаемого признака, так как наследует Xa хромосому от отца.

4. Внук (8), с проявившемся фенотипически признаком,  имеет генотип XaY, так  как унаследовал Xa хромосому от своей матери.

                                                       ****************************************************************

У кого будут вопросы к репетитору ЕГЭ по биологии по Скайпу по этому тестовому заданию, прошу в комментарии.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Репетитор по биологии Садыков Борис Фагимович, 1956 г. рождения. Кандидат биологических наук, доцент. Живу в замечательном городе Уфе. Преподавательский стаж с 1980 года. Репетитор биологии по Скайпу.
г) Беспрецедентная акция | ветроопыляемые растениямезогиппусмерикгиппусарепетитор биологии по Скайпурепетитор ЕГЭ по биологиирепетитор по биологииэогиппус | 6 комментариев
Отзывов (6)
  1. Николай

    Добрый день, Борис Фагимович!
    Во-первых выражаю огромную благодарность за Ваш сайт, он очень помогает мне с подготовкой к ЕГЭ.
    Хотел указать на случайную опечатку в Вашем ответе на задание С2: если я не ошибаюсь, идиоадаптация всегда писалась через «и» 🙂

    Ответить
    • Борис Садыков

      Здравствуйте, Николай! Большое спасибо за замеченную опечатку! Благодарят меня за мой блог многие, но лишь единицы «не стесняются» сделать его лучше.

      Ответить
  2. Дмитрий

    Здравствуйте Борис Фагимович.
    А откуда вы взяли последовательность ЦУЦ-ГЦА-АЦГ-УУЦ-ААУ?
    По данной в задании последовательности и-РНК получается белок: вал,тре,ала,иле,асн… Или я чего-то не понял?

    Ответить
    • Борис Садыков

      Дмитрий, спасибо, что увидели мою ошибку. Конечно, условие было взято из другого задания. Теперь я эту задачу, благодаря Вам, переправил. Обратите внимание, что аминокислотную последовательность в молекуле белка лучше записывать не через запятую (хотя, думаю, что за ошибкау это не посчитают), а ставить тире (тире — означает прочную пептидную связь между аминокислотами в первичной структуре белка).

      Ответить
      • Дмитрий

        А стоит ли в заданиях на анализ родословные писать «предположения» (скорее XAXa, чем XAXa). Это не будет считаться… ну, за ошибку или что-то вроде этого?
        И учитывают ли орфографические ошибки, длину текста в ответе в части С?

        Ответить
        • Борис Садыков

          Дима, по первому вопросу в скобках Вы наверное имели в виду «(скорее ХАХА, чем ХАХа)? Задания на анализ родословных должны составляться (как и другие задачи по генетике) только с однозначными ответами. «Должны» то должны, но именно в заданиях на составление родословных бывают «огрехи» и искомый генотип какого-то из потомков может быть как гомозиготным АА, так и гетерозиготным Аа. В этом случае ответ может выглядеть так: А- (где Вы указываете для проверяющего, что тире в записи генотипа означает радикал и вместо него может находиться как доминантный, так и рецессивный аллель).
          С прошлого года отвечать на задания С6 (генетическая задача) тоже требуется в развернутом виде, как и на все другие задания части С, то есть нужно описывать полный ход ваших рассуждений.
          Кстати, с этого года (по крайней мере уже есть проект на сайте ФИПИ) все задания линии С будут помещены в отдельную 2-ю часть тестов и их вместо 6 будет 7 заданий. Задания линий А и В будут объединены в 1-й части тестов: заданий А будет не 36 как ранее, а всего 25.
          Думаю, Дмитрий, что не стоит делать множество грубых орфографических ошибок в тексте ответов (никому не понравится читать текст с ошибками, зачем нервировать проверяющих, хотя за орфографию баллы снижать и не должны).
          А длина текста должна быть такой, чтобы был дан «четкий, развернутый» ответ. «Четкий» — предполагает без лишней «воды», а «развернутый» — имеется в виду, что в ответе нужно изложить все возможные пункты (а их может быть, чаще всего, от 3 до 5, кроме первого задания, оцениваемого максимум в 2 балла, где надо дать два ответа в тезисной форме).

          Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + шестнадцать =